Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 ноября 2018 г. 15:04

2K

5 Не мечите бисер перед гусынями...

Не отпускает меня Чехов...
Вот снова, с утра, до работы, по методу Хэла Элрода (на его книгу "Магия утра" я писал рецензию) прочитал небольшой рассказ Антона Павловича.
И, переварив его, в выкроенную паузу рабочего дня, пишу рецензию.

Безусловно, главной героиней рассказа является княгиня, с ее самолюбованием, с ее неспособностью воспринимать критику, с защитными реакциями и масками, под которыми она прячется от правды жизни.

Но мне показалось, что, в ещё большей степени, рассказ о докторе, о человеке, остро чувствующем чаяния и нужды окружающих людей, искренне переживающим за дело, но, вынужденном идти по пути конформизма, понимая свое бессилие в этом беспощадном молохе социального устройства.
Он носит в себе свою боль и негодование, не "предъявляя счета", опять же по причине бессмысленности. Ну, не в "Спортлото" же писать (прошу прощение за отсылку к Высоцкому, эпоха явно другая).
Однако, будучи спровоцированным, он выплескивает наболевшее в... пустоту.

Почему в пустоту? Да потому что княгиня беспредельно глупа, все её маски, самолюбования и прочие выражение исключительности - просто беспросветная глупость. Об этом говорит и её поведение во время и после спича доктора, и те факты, которые он приводит в своей обличительной речи. Все, в чем доктор упрекает княгиню, не является следствием её злой воли, но всего лишь глупости. Про таких в народе говорят: "Заставь дурака Богу молиться, так он и лоб разобьет", правда, княгиня лбы расшибает другим - старушкам, школьникам, кормящим матерям - всё себе в утеху.

Помните советский фильм "Укротительница тигров"? Сергей Филиппов со знаменитым: "Любите не себя в искусстве, а искусство в себе". Это и про княгиню, ибо не в ней её благотворительность, а она в ней. Понять ей этого не дано по причине всё той же тупости; удивительно, что умный человек - доктор - на миг забылся и "наделал глупостей".

Потому что, то, что он устроил возле монастырской лавочки, ещё в Библии было определено и заповедано: "Не мечите бисер перед свиньями", свинья ничего не поймёт. И реагировать она будет не на смысл слов, а на тон, которым эти слова говорятся, на него она обидится.

Конкретно эта свинья, которая княгиня, будет за обиду даже благодарна. Ей, никогда не испытывавшей настоящей нужды и лишеней, будет даже приятно почувствовать себя незаслуженно оскорбленной (глупость не дает ей возможности даже проанализировать речь доктора, вся реакция исключительно на тон), и предаться сладким мечтаниям, как она будет принимать муки, и как потом всем будет стыдно.

К моменту отъезда княгини из монастыря, доктор, поразмыслив над своей вчерашней несдержанностью и остерегаясь возможных неприятностей, решается на унизительные для него извинения. Это ещё одна его ошибка, он снова не учел глупость княгини, которая к тому часу уже забыла о нем, пережив своего рода катарсис, и, беспредельно счастливая покатила "нести счастье" дальше. А над каретой солнечные лучи плели в голубом небе надпись: "Всё, как с гуся вода".

Ветка комментариев


Поразмыслив над Вашим замечанием...
Безусловно, в рассказе всё выверено и на своём месте. Упрекая доктора за извинения, я не ставлю под сомнение решение автора.
Более того, оно только усиливает эффект "метания бисера", и неуклюжие слова извинения, и краска, заливающая лицо доктора при поцелуе ручки.
И чем бы он не руководствовался, страхом за неприятности или осознанием своей мстительности, княгиня воспринимает извинения как должные. Доктор в её глазах выглядит образумившимся лакеем. Так что своими поступками - от начала и до конца рассказа - он только способствует укреплению в глупой головке княгини ощущения своей исключительности.


И чем бы он не руководствовался, страхом за неприятности или осознанием своей мстительности, княгиня воспринимает извинения как должные.

Безусловно! Ведь мотивы поступка доктора от неё скрыты. А слова звучат одинаково при любой из его внутренних мотиваций.

Доктор в её глазах выглядит образумившимся лакеем. Так что своими поступками - от начала и до конца рассказа - он только способствует укреплению в глупой головке княгини ощущения своей исключительности.

Так доктору же абсолютно всё равно, как он выглядит в её глазах. Ему гораздо важнее, как он выглядит в своих глазах, он извинился для очистки собственной совести.


Для очистки собственной совести он извинился в день разговора. Второе извинение, да еще на публике выглядит иначе... Недаром же, он покраснел...


Вообще-то да, согласна! Второе извинение было не совсем искренним.


Есть ещё версия у меня (а я только что прослушал рассказ), что доктор боялся навредить монастырю. Ведь это - последнее в чем он её упрекал перед тем как она заплакала. Да и предыдущие примеры были из прошлого, тогда как слова о её отношении к монастырю касались настоящего. Возможно он боялся, что именно это она запомнит и попытается отомстить.
Хотя скорее всего вы оба правы и ему стало просто стыдно за своё поведение