Больше рецензий

21 ноября 2018 г. 23:14

2K

1

Вообразите ситуацию: молодой перспективный спортсмен Олег Ведерников совершает свой коронный прыжок, спасая из-под колёс джипа маленького мальчика Женю Караваева. А в результате… остаётся без ног. Мальчик же между тем растёт. И чем дальше, тем становится понятней: героя, выдающейся личности и просто человека, с которым приятно иметь дело, из него не получится. А раз так, то, собственно, ради чего всё это было?
Вообще вопрос о том, бесценна ли человеческая жизнь, а если бесценна, то какая, в искусстве поднимается не впервые. В конце 90-х подобную тему освещал, например, Дмитрий Астрахан в фильме «Контракт со смертью». Но если герои Астрахана – люди, пусть изуродованные тяжёлой жизнью и развращённые падением морали в разваленной и обескровленной стране, но люди, посему и распоряжаться их жизнями, списывая в отбросы, негоже, то у Славниковой не то.
Показанный Славниковой мир – это как раз мир отбросов и моральных уродов. Мать – расчётливая и равнодушная стерва. Домработница и по совместительству медсестра Лида – тягловая скотина и дура с алкогольными генами. Её гражданский муж Аслан – подонок и альфонс. Спасённый мальчик – негодяйчик. Мать спасённого мальчика – дремучая дура. Протезист – изверг. Все прочие – тупое быдло, которое не особенно-то и жаль. Ну или заранее предназначенные автором на заклание агнцы – интересные разве что непосредственно закланием. Один лишь Олег умный в белом плаще стоит красивый.
В том, что Олег – положительный герой, лично меня не удалось убедить. Да, он совершил подвиг – спас чужую жизнь. Но собственную жизнь проживает – мерзко. И даже в подвиге своём раскаивается, не получив желаемой отдачи. Да, с ним случилась трагедия, и характер от этого сахарным не станет. Но, пардон, у него нет необходимости бороться за жизнь – мать обеспечивает материально. Нет необходимости вести быт – Лида подотрёт. И доведись ему заняться каким-нибудь делом, палкой его точно бы не ударили. У него здоровые руки и голова. Наконец, у него есть качественные протезы, которые, конечно, не заменят ноги, но здорово облегчают передвижение. Так что вынужденное сидение в четырёх стенах ему не грозит. Но нет, именно в четырёх стенах он и просиживает, замкнувшись в себе. А на всех остальных ему по большему счёту наплевать.
В том, что Женечка – инфернальное зло, автор тоже не убедила. Да, неприятный тип. Но он по ходу дела здесь единственный, кто способен развиваться и думать. И даже временами бескорыстно делает добро, помогая, к примеру, вернувшемуся из армии бывшему однокласснику. Или той же Лиде, которую, кстати, Олег готов отбросить, как ненужную тряпку (постель – не повод для знакомства, чё).
Впрочем, так бы они и жили – спаситель прозябал в безвестности, а спасённый благоденствовал – если бы автор не спохватилась: роман-то надо продолжать. И не ввела бы туда нового персонажа – Кириллу, в просторечии - Киру.
Кира получилась – ну это что-то.
Без ноги, но с позитивным мировоззрением – этакий плевок в сторону Олега, к которому, вроде бы, изначально автор хотела возбудить в читателях сочувствие.
С законченным высшим образованием, неплохой работой и популярностью – плевок уже в сторону «жертв» Женечки.
Активистка и даже ездила на Майдан, вероятно, скакать – это для пущей рукопожатности.
Но при этом не очень понятно, как та относится к главным героям. Не то Олега жалеет по доброте душевной, а Женечкой интересуется как мужчиной. Не то Женечку держит около себя по дружбе и толерантности, а Олегу отдаётся по страсти. А под конец исчезает. Видимо, она нужна была только для того, чтобы внести какую-то движуху в эту затянутую историю.