Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

21 ноября 2018 г. 11:31

3K

4 Только человек — паразит

В книге не зацепило ничего, кроме атмосферы. Так бывает, что книги устаревают, и именно здесь это отчетливо видно - прошло двадцать пять лет, мир изменился, литература тоже. Если сравнивать "Смиллу" с современными скандинавскими детективами, видно, насколько в ней ходульный сюжет, перегруженность персонажами и фантастическая жизнеспособность героини, которая вроде как обычная женщина под сорок, чьи познания сводятся к математике и гляциологии, но проявляет выносливость терминаторши и целая банда международных преступников никак не может ее ликвидировать.

Но атмосфера вытягивает все это добро на ура. Мне, как человеку, чье детство прошло на севере, не могло не зайти повествование о величественной Гренландии, о том, что там происходит и как колонизаторы меняют тамошнюю природу и людей, ведь наш русский север и его народы тоже подверглись трансформации, и сказалось это на них, увы, зачастую не в положительном смысле. Очень много в книге познавательных моментов про север, вот недавно как раз ввязалась в дискуссию с типично городскими людьми, дикой природы в глаза не видевшими, и они мне начали рассказывать, что носить мех и кожи - это в 21 веке варварство и оставили бы тех же песцов в покое. Ну не объяснишь этим людям, что в Арктике еды не хватит для вольготного размножения песцов в естественных условиях, что если позакрывать пушные фермы, на воле песцов не прибавится, и в "Смилле" ее мать объясняет это дочери емко и лаконично:

Позже она как-то пыталась объяснить мне, как в каком-нибудь свободном ото льда месте может собраться три тысячи нарвалов и как это место кипит жизнью. А через месяц лед запирает их там, и они все замерзают насмерть. Она рассказывала, как в мае и июне утес становится черным от люриков — так их много. Проходит месяц — и полмиллиона птиц гибнет от голода. Она по-своему пыталась объяснить мне, что за жизнью арктических животных всегда скрывались экстремальные флуктуации популяций. И при таких изменениях то, что мы забираем, значит меньше, чем ничто.

Характер Смиллы нордический, стойкий, но персонаж она противоречивый. Порой стремится стать круче, чем на самом деле, порой начинает переживать о своей внешности, одно время ходит в шкурах, другое - в дизайнерской одежде, и я так и не поняла, какая из ее биографий настоящая, или же что-то между. Она людей сторонится, но сближается с соседским мальчиком, а после его необъяснимой смерти - с механиком, с которым мальчик тоже водил дружбу. Описания эротических сцен - это отдельный брр, за который даже были мысли снизить балл, но ладно уж, у скандинавов бывает и хуже. Понять противоречивость героини довольно легко, учитывая дуализм ее происхождения и разницу в воспитании: мать Смиллы - инуитка-охотница, отец - всемирно известный датский врач, детство ее прошло на заснеженных просторах Гренландии, юность и взросление - в тесном большом городе в окружении множества людей.

Загадочная конспирологическая сеть, существующая с тридцатых годов, которую пытается распутать Смилла, в целом начинается вполне жизненно, но к концу книги скатывается в фантастику в духе брауновского "Инферно". Вдобавок для напряженного триллера повествование чересчур затянуто, много воды и лишних телодвижений. Но за прекрасную снежную атмосферу ниже четверки поставить не могу.