Больше рецензий

20 ноября 2018 г. 14:31

455

2 Как же много я ждала от Тони Моррисон...

Книга, удостоенная Пулитцеровской (1988) и Нобелевской (1993) премий, самый знаменитый роман автора.

О чём роман? Действие романа основано на реальной истории негритянской рабыни Маргарет Гарнер, которая убила собственную дочь, чтобы спасти её от рабства. В романе прототипом Маргарет Гарнер выступает рабыня Сэти.

✔Я ждала от романа глубокого философского/психологического подтекста (забыла, сказать, что Маргарет Гарнер не была сумасшедшей и все свои действия осознавала).
✔Ждала также метаний, страданий, угрызений совести, расплаты и т.д.
✔Я ожидала увидеть в книге истинную любовь.
✔И конечно, я ожидала тяжёлое чтение о рабстве и всех тяготах с ним связанных.
✔И ещё я ждала фирменного стиля письма Тони Моррисон, когда библейские отсылки перемежаются с суевериями "белых", "чёрных" (людей) и вся эта полумистическая канва создаёт интересный, сложный текст над которым хочется размышлять, задаваясь вопросами: "А, чтобы это значило? А, для чего автор ввёл сюда эту деталь?" и поражаться, что всё это к месту и имеет глубокий смысл. Во всяком случае у меня так было во время чтения её книги "Жалость".
Из всех перечисленных мною ожиданий, я получила только "фирменный стиль", но какой-то нелепый, и скажу, уж лучше б его здесь не было.
По порядку. Рассказывать о сюжете бесполезно. Текст больше похож на поток сознания. Повествование рваное, состоящее из постоянных воспоминаний. О судьбе героев и самой Сэти мы узнаём постепенно. Развития сюжета как такового практически нет. И хотя по ходу чтения романа появляются новые персонажи, раскрываются подробности судеб - ощущение, что всё стоит на месте. Из-за этого читается роман не легко.
Герои не вызывают сострадания, их характеры плохо раскрыты. Все они показаны очень однобоко – им не сопереживаешь.
Автор больше заостряет внимания на физиологических аспектах, чем на душевных. Вот беглая чёрная рабыня беременная, с распухшими ногами, с исполосованной кнутом спиной. А что она чувствует? Муки, пытки описаны ярко, но вот душевную боль как-то не очень получилось выписать.
На сытый желудок читать эту книгу не стоит. Действительно, читая роман я, как и хотела, задавалась вопросом: "А для чего автор об этом пишет?" - только смысл вопроса был иной. С брезгливостью читала я: запекшееся молоко на сосках, которое превратилось в корку и о подмывании, и о тряпках и подвязках "ТАМ"! А ещё были родовые воды и настоящие и НЕнастоящие, а как символ (подсказка для Сэти, не скажу чего - спойлер). И такого в романе ОЧЕНЬ много! Я кажется понимаю зачем Моррисон на самом деле дали Нобелевскую премию. Но доконал меня вот этот эпизод, как несколько рабов в жару обедают кукурузным пирогом: "Пирог вкусный. Они слизывают пот с верхней губы, чтобы подсолить его."

После прочтения книги так и остался вопрос: "А зачем Сэти всё-таки убила свою дочь? Чтобы оградить её от рабства? Так Сэти вполне не плохо жила, с хорошими хозяевами, почти свободно... или "Рабство - оно рабство и есть, как там его ни назови." - цитата из книги, какое-то слабое оправдание для убийства своего ребёнка. По-моему, единственное, что произвело впечатление на Сэти это то, что рабов обмеряли сантиметром и записывали кроме их человеческих качеств, ещё и животные. И после этого она сказала, что ни один её ребёнок не будет в рабстве, и ни один "белый”, не будет обмерять их сантиметром и записывать животные качества.

Про концовку книги хочу сказать отдельно. Конец “Возлюбленной” напомнил мне момент из фильма "Практическая магия" с Николь Кидман и Сандрой Булок, где они вместе с соседками выгоняли мётлами дух убиенного "плохого парня" героини Кидман.

✔Итог. Как я ждала переиздания этой книги. Купила по предзаказу. Долго не решалась читать, боясь морей слёз. А в результате постоянное ощущение тошноты, брезгливости и вопросов: "Господи, да зачем ты мне всё это рассказываешь, автор?" Я понимаю, ЧТО хотела Моррисон всеми своими "странностями" показать, но вот только зачем!
P.S. Кстати, вроде серьёзная тема, а роман очень наивный.