Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 ноября 2018 г. 11:13

4K

5 Несущий свет (Люцифер) ему имя

Есть романы, к которым ты понимаешь, как подступиться еще в начале чтения. Есть такие, которые надо прочитать, осмыслить, и да, ключ найден. А есть такие, которые даже после долгих лет прочтения будешь читать, перечитывать, ворочать во рту как камешек, и никак с ним не сладить. Они, с одной стороны, такие монолитные, а с другой, такие твердые – что ты даже боишься их кусать, справедливая полагая, что можно лишиться куска зуба. Собственно, вы поняли, что «Князь света» из последних.
Роджер Желязны вообще занимает совершенно особое место в пантеоне писателей-фантастов. Даже не то чтоб особое – уникальное место. Он пишет гораздо лучше Рэя Брэдбери или Айзека Азимова , он значительно сложнее Роберта Шекли или Гарри Гаррисона , он значительно интеллектуальнее Кейта Лаумера или Роберта Асприна , поколенчески, он представляет фантастику как серьезную литературу, в противовес литературной традиции Эдмонда Гамильтона или Альфреда Ван Вогта , наконец он значительно шире «научных» Роберта Хайнлайна , Артура Кларка или Клиффорда Саймака В общем – если у вас есть большой шкаф с фантастикой, найти ему полку, сразу, и не получится.
Еще сложнее будет найти его главное произведение. Если отбросить все его книги, написанные в соавторстве, и сконцентрироваться на «сферическом Желязны в вакууме» - нас опять ждут неминуемые проблемы.
Эпопею «Хроники Амбера» весьма сложно отнести к главному произведению автора – очень длинные, не совсем бесспорные, и, будем честны, не дописанные – автор, своей смертью, оставил сагу незавершенной. «Этот бессмертный» , в сущности, проба пера – и это очень хорошо чувствуется. Собственно, как и «Повелитель снов» . «Остров мертвых» и «Умереть в Итальбаре» - уже начало экспериментов, которые увлекали Желязны еще от начала творчества. «Двери в песке» (https://www.livelib.ru/review/915116-dveri-v-peske-sbornik-rodzher-zhelyazny) - вообще несвойственная автору приключенческая фантастика. «Знаки дороги» (https://www.livelib.ru/review/985198-znaki-dorogi-rodzher-zhelyazny) - чересчур философское, и чувствуется слишком много влияния английской классики. «Подмененный» и «Одержимый магией» слишком кинематографичны – они бы прекрасно смотрелись на экране (кстати, Желязны экранизируют просто ничтожно, можно сказать, вообще не экранизируют). «Ночь в одиноком октябре» (https://www.livelib.ru/review/913678-noch-v-odinokom-oktyabre-rodzher-zhelyazny) - вообще роман-обманка, которую может позволить себе только очень маститый писатель уже в завершении своего творческого пути. Романы в соавторстве мы не берем, ибо хоть в «Историях рыжего демона» , совместно с Робертом Шекли , хоть в «Психолавке» (совместно с Альфредом Бестером ) очень сложно выделить канонического Желязны от соавтора. Вернее, не то чтоб сложно выделить – просто они настолько плотно смешиваются, что получается что-то среднее. Это не «Благие знамения» Терри Пратчетта и Нила Геймана , где любому знакомому с творчеством данных писателей легко понять, не только кто из них привнес какие элементы в сюжет, но и кто какую часть написал. Вот и получается, что эталонный Желязны – это Желязны «Князя света» или Желязны «Созданий света, созданий тьмы» (на которых я когда-нибудь обязательно напишу отзыв, наверное, когда перечитаю).
В этом романе Желязны, наверное, вложил весь свой пыл еще достаточно молодого (роман издан в 67-м, следовательно, писался ранее – т.е. Желязны было от 25 до 30 лет) писателя (это третий его крупный роман без соавторов), и уже мастерски применил свои любимые фишки, фишки, которые станут отличительной чертой его руки.
1. Автор, не сильно смущаясь, творит абсолютно новый мир. Но этот «Новый мир» не слизан с известного нам «Старого мира» (писатели знают только старый мир, поэтому все последующие миры у них очень похожи на наш), но как-бы органические вплетен в некую общую систему. И как всем известная нам Земля 70-х не кажется нам чем-то неорганичным в Хрониках Амбера (более того – это отправная точка повествования), так и между «Новым миром» Князя Света и всем нам известным «Старым миром», в котором мы и живем – нет абсолютно никакого противоречия. Более того, они очень органично друг друга дополняют;
2. Соединение науки и магии. Не так легко можно встретить писателей, у которых это получалось удачно. Да, мы помним эту цитату Артура Кларка:

«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии»

- но одно дело помнить это, а другое сделать их действительно единым. Этот шаткий камень, для очень многих писателей, который, прям скажем, кому угодно не добавляет устойчивости в их сооружение – для Желязны представляет собой едва ли не основную точку опоры. Там, где рассыпаются другие писатели – Желязны стоит так крепко, как не стоит, наверное, никто. Отчасти, это обусловлено самой гибкостью его концепции (см. п.1.), но, отчасти, это и заслуга писателя, умеющего создавать органичный и непротиворечивый мир;
3. Религия. Увлекающийся восточными вероучениями Желязны ни в коем случае не будет их пропагандировать. Более того – в самой трактовке индуизма, буддизма, христианства и пр. спрятано столько яда, что даже не знаю, кто из индоктринированных читателей смог бы читать его книгу без раздражения. Плюсом идет оригинальная концепция перехода человечества от политеизма, условно, индуистского разлива, к политеизму со значительно меньшим пантеоном, а далее к монотеизму. Борьба за власть ведет в т.ч. и к сокращению богов;
4. Перевертыши. Желязны – мастер переворотов сюжетов и сложных героев. Само название «Князь света» уже настораживает, ведь Люцифер – это, дословно, несущий свет. Собственно, мотивация героев оказывается, иногда, проще чем ожидалось – иногда сложнее чем ожидалось, но чем она точно не окажется – так это ожидаемой мотивацией. Сюжетные повороты, опять же, будут именно поворотами, подчас полностью меняющими канву повествования, но никак не какими-то корректировками единой, раз и навсегда установленной магистральной линии;
5. Сложность. Да, сейчас любой человек может зайти в статью Википедии, посвященную данному роману, и коротко познакомиться с мифологией мира. Я считаю, что это категорически неправильно – автор специально не расставляет все точки над ё, и делает это для того, чтоб для читателя оставался простор для размышления. Да, автор создает сложный, но при этом логичный и очень органично функционирующий мир – постижение же его законов это одна из литературных задумок автора. А, получается, что этими «спойлерами» современных авторов толкают на путь братьев Стругацких , т.е. придумывать элементы повествования, вообще не пытаясь их встроить в логику мира и не объясняя, дескать, догадывайтесь сами – что поневоле наводит на мысль, а не пустышка ли перед нами;
6. Философия. Боги, волею судьбы, поставленные выше людей, не были заинтересованы в том, чтоб подтянуть людей до своего уровня – дать им просветление. Более того – сюжетный замес и ведет свое начало от уничтожения ренессанса – сильным Богам не нужны сильные люди. Люди могут стать сильными только со слабыми Богами. Это прекрасный повод поразмыслить о взаимоотношениях науки и религии – нужен ли богу/богам прогресс, или же они предложат механизмы сдерживания? Это далеко не единственный философский вопрос, который поднимается на страницах данного романа;
7. Взаимоотношение индуизма (по Желязны) с христианством (по Желязны) – это отдельная тема, достойная отдельного пункта. Сказать, что находка автора удачна – это не сказать нечего. Из соображений соблюдения сюжета я не буду ее раскрывать – но, честное слово, это очень смешно и очень тонко. Так тонко, что даже немного толсто. Одно могу сказать – несмотря на кажущуюся религиозную оболочку, на религиозный бэкграунд Желязны, обвинить его в симпатиях какой-либо религии фактически невозможно. Даже само название романа – отсылка на бунт Люцифера, бунт против старых богов – мысли автора на эту тему то, над чем стоит подумать на досуге.
Резюмирую – это один из лучших (если не самый лучший) роман Желязны. Роман программный, по которому лучше всего видно именно руку автора. Как любое основное произведение автора – оно не дастся с легкостью (более того, я вообще сомневаюсь, что в век современной литературы читателя заинтересует книга, в которую надо будет именно серьезно вникать. А тот, кого заинтересует, не захочет вникать в фантастику), но победа над этим произведением принесет огромное удовольствие. Кстати, премия Хьюго как-бы подтверждает знак качества романа.

Комментарии


А еще есть соавторство с Филиппом Диком "Deus Irae"... )))
Спасибо за рецензию! Прям перечитать захотелось!


У него много в соавторстве. Но вот в "Господь Гнева" Дика, конечно, очень много - намного больше чем Желязны. И это чувствуется.


Пора перечитать, давно уже читала...


Хорошая книга.


Вы логично и очень интересно вписываете роман Р. Желязны в контекст истории англоязычной фантастики. Спасибо, очень интересно.
А возможно ли вписывание иноязычной фантастики в этот контекст? Или получается так, что Желязны и его англо-американские коллеги настолько выше на голову в фантастике всех иноземных коллег, что на сравнение не стоит даже тратить времени?
Прошу прощения, если вопрос кажется несуразным, англо- американскую фантастику не знаю совсем, раньше читал Стругацких, был очень доволен...


Я сейчас выскажу очень непопулярную точку зрения - поэтому это так, кулуарно. :-)
Иноязычную фантастику можно вписывать в контекст развития фантастики в целом - другое дело, какую долю там занимает именно англоязычная. В конце-концов кто скажет, что Чапек не великий фантаст? Но сколько тех Чапеков именно со стороны общего вала фантастики?
А теперь непопулярное - если вы читали американскую фантастику, условно, 60-х - вам сразу становится понятно, откуда Стругацкие слизывали свои идеи. Как переводчики они это делать могли. И когда ты это понимаешь - Стругацкие перестают блестеть. Поэтому если вы хотите оставить их в памяти как хороших авторов - лучше не надо начитать читать зарубежную фантастику сопоставимого периода. Наша смотрится как очень бедная родственница.


И чтобы добить тему до конца - плагиаторской по сути Вы полагаете всю советскую фантастику или только Стругацких?


Нет, конечно. Были и свои прорывы, конечно, особенно в сфере социальной фантастики. Другое дело что в самом процессе СССР отставал лет на 20-30, и это не могло не сказаться и на качестве, и на количестве фантастов.
В 60-е в Британии вовсю идет доктор Кто, а мы только к 75-му разродились Отроками во вселенной да Москвой - Кассиопеей.


1) Между прогрессом определённого общества и прогрессом фантастической литературы в этом обществе Вы прослеживаете довольно-таки последовательную зависимость?
2) Возможно ли объективно определять критерии прогресса социальной фантастики (именно социальной)?
---
Я прошу прощения, что вопросы пошли несколько в боковую ветвь собственно от книги Р. Желязны ''Князь света'', но они навеяны именно Вашей интереснейшей рецензией, общим контекстом. До рецензируемой Вами книги я когда-нибудь обязательно доберусь.


1. Прогресс общества (что бы под этим не понималось) конечно коррелирует с литературой, популярной в этом обществе. Другое дело какие факторы там работают, какой их вес и пр.;
2. Мне не до конца понятен термин "прогресс социальной фантастики".
***
Да ничего, тема интересная, можно и поговорить.


2) Я понимаю примерно так: прогресс = развитие.


Пусть так - но все-равно я не понимаю, что значит "развитие социальной фантастики". Развитие фантастики как литературы (если речь об этом) - то в чем оно состоит? В языке, в сюжете? Если социальной - то там в чем? Не совсем этот термин понимаю.


Я о развитии социальной фантастики как жанра фантастической литературы.


Чтоб говорить об объективности критериев их, для начала, надо определить. Я не фанат социальной фантастики - модели (фантастические) мироустройства там, как правило, наивны - поэтому не могу сам себя счесть должным экспертом.


Если говорить о социальной фантастике нашей страны, то видно госзаказ. Все, что не подходило по цензу партии, не печаталось. Отсюда и вполне неплохие(но сильно заполитизированные) писатели и произведения (Властелин мира, Аэлита, Магелланово облако)


Так где здесь госзаказ? Властелин Мира? в 1926-м году? Или Станислав Лем, который был скорее диссидентом, чем рупором власти, написал госзаказ? Советских писателей больше интересовали общие проблемы человечества, чем проблемы отдельной личности.