Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 ноября 2018 г. 17:19

2K

5 Степь да степь кругом...

Те два дня, которые были насыщены неторопливым чтением "Степи" остались в моей памяти с каким-то окрасом праздничности.
Вот, ведь, непредсказуемый эффект: и чтение неторопливое, и повествование тягучее, но вместо скуки ощущение какой-то утренней радости, как росой умылся. Или вернулся в детство, ненадолго... на два дня...

Много сказано о том, что повесть является "степной энциклопедией"; образом спящей России, которую вот-вот разбудит гроза обновления; поэмой космического единения человека и природы. Всё это, безусловно, так, но я воспринял "Степь" как слепок детского восприятия непонятной и сложной взрослой жизни.
Хотя повествование и идет от третьего лица, все происходящее дается в видении девятилетнего мальчика, чистого и неиспорченного.

Всё, что происходит вокруг для него ново, непонятно, странно... Оставленный, погруженным в деловые заботы дядюшкой, среди чужих людей, Егорушка вынужден самостоятельно оценивать происходящее, выбирать, кого из спутников слушать, кого - нет, кому верить, кому - не верить, решать что есть плохо, что хорошо. По сути, под влиянием описываемых событий, идет формирование неких глобальных основ будущего мировосприятия юного героя.

Значимость этих осмыслений усиливается тем обстоятельством, что Егорушка переживает самый серьезный перелом в своей, пока ещё очень коротенькой жизни. Поэтому рядовая унылая, для большинства спутников мальчика, поездка по столь же унылой степи для него превращается в череду волнующих приключений и впечатлений, в трепетный акт познания большого и непростого мира. Мира, в котором нет абсолютного добра или зла, мира, в котором одновременно существует несколько опровергающих друг друга истин, мира в котором всё и правда и вымысел в то же время. И он пытается определяться в своем отношении к людям, событиям и явлениям, с которыми знакомит его степь, пытается все это маркировать, руководствуясь своим пониманием, невеликим опытом и подсказками тех спутников, которые вызывают у него доверие.

Степь в повести выступает как поле жизни, которое на так-то просто перейти, если вспомнить пословицу. Степь, своего рода, - модель космоса, где пространство и время, по большому счету, не играют особой роли из-за возможности прикоснуться к бесконечному и вечному.
И в том великое мастерство Чехова, что это прикосновение можно почувствовать и пережить, прочитав его скучную, тягучую, но такую глубокую и мудрую, повесть.

Комментарии


Как же чудесно Вы написали, Сергей! Вот даже не только сама повесть, но и хорошие рецензии на неё звучат как музыка! Интересно, что Чехов у Короленко (чей рассказ он назвал «хорошей музыкальной композицией») заимствовал необычную манеру повествования – переплетение и взаимное отражение двух тем: жизни природы, очеловечиваемой за счёт умело подобранных олицетворений, и жизни человеческой души, дающее ощущение именно музыкального единства произведения. Чехов же по-своему воспользовался этим творческим открытием, создав собственные версии жанра «музыкального рассказа» – рассказ «Счастье», который сам определил как «quasi симфонию», и повесть «Степь».


Спасибо!
Что касаемо музыки, так я себя давно ловил на каком-то внутреннем музыкальном звучании СТРОГО при чтении трёх авторов - Чехова, Гоголя и Лескова. Увы, но другие такого ощущения не вызывают.
А вообще в моём внутреннем восприятии есть такая "межотраслевая" :) троица: Чехов, Серов, Скрябин. Такое впечатление, что они - почти ровесники по рождению и ушедшие близко друг к другу, как бы переливаются между собой, из повести или пьесы в набросок или картину, из картины - в ноктюрны и симфонии...


Какое интересное "межотраслевое" восприятие!)))

В то время поиски новых возможностей более полного отражения жизни активизировали процессы взаимообогащения разных видов искусств. Литература и живопись, испытывая обоюдное взаимовлияние, тяготели к музыкальности. Чехов считал, что художественное описание «должно быть прежде всего картинно», но в то же время оно призвано «сообщить читателю то или другое настроение, как музыка в мелодекламации».


Ваша ссылочная база просто ошеломляет :)
Признайтесь, Вы знаете всего Чехова наизусть, или окружены томами или файлами с закладками?
Но, даже в этом случае нужно помнить: где и что искать :)


Ах, пусть же это останется моим маленьким женским секретом!)))
Могу только сказать, что на память не жалуюсь. А ошеломление, конечно, не было моей целью. Но мне приятно, что оно стало таким неожиданным бонусом!)))


Секретом? Ну, безусловно, желание женщины - закон :)
И все же, очень качественное гуманитарное образование (филология, психология, философия) Вам не спрятать. Вас выдает системность мышления и глубина анализа, которых всегда не хватает "самообразовывающимся" любителям словесности, и вообще - прекрасного :)


Ох, и опасны же эти прогулки по завораживающей чеховской "Степи" под ночным "небом в алмазах"! Имеют они обыкновение заводить странников не в ту степь. До чего же всё-таки коварен наш чародей Антон Павлович! Ведь девиз сегодняшней степной переписки – "взаимное ошеломление"!))) Теперь, видимо, пришла и моя очередь ошеломляться! Оказывается, граница между, казалось бы, противоположностями (в данном случае – между "физиками" и "лириками"), хоть при этом и являющимися лишь полюсами общего единства, порой бывает такой зыбкой, что можно легко перескакивать через неё даже без виз. А если умеешь летать (а это – как раз мой случай, что видно по аватарке!), то вообще никаких проблем с пересечением даже без паспорта.)))


:) Хорошо, но изъятие определения "гуманитарное" только усиливает степень упомянутых мною системности мышления и глубины анализа :)


Случайно набрёл на сцену знакомства двух чеховедов. Правда, "застукал" я вас спустя полтора года :)
Но чувство неловкости всё равно присутсвует.
Не буду уподобляться "Злому мальчику" и тихонько удалюсь


Поскольку я старше Вас на 16 лет, наверное, могу разок, в качестве исключения, назвать Вас мальчиком, но Вы мне кажетесь добрым мальчиком, а не злым :)


Спасибо за рецензию, Сергей. Очень интересно