Больше рецензий

lavdiasmylove

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2018 г. 21:47

1K

4 ПРО ТО

картинка lavdiasmylove
С самого начала рецензия не задается: пытаясь вставить пронзительную цитату из одной поэмы Маяковского, которая мне представляется довольно близкой "Клопу", обнаруживаю, что местный редактор не позволяет адекватно передать графическую составляющую текста. Пытаясь решить проблему, набиваю текст в "Блокноте", делаю снимок экрана, обрезаю лишние поля, вставляю в редактор...

картинка lavdiasmylove
Ну все, теперь можно начинать.

А начинать сложно. С Маяковским всегда сложно, и вовсе не потому, что сам он так уж сложен. Ровно наоборот - все его творчество, исключая очевидную коньюктуру, все его главные, действительно великие вещи, можно без опаски свести, в общем-то, к одной теме (как и тексты почти всех великих поэтов). Естественно, как и любой великий поэт, Маяковский не исчерпывается одной-единственной темой (единственным примером гения, писавшего об одном и том же и создавшего удивительной монолитности блок произведений, вытекающих одно из другого, был Александр Введенский ). Да, Маяковский не ограничивается единой темой, но некая "магистраль" в его творчестве пристутсвует.

В двух словах, магистральная тема поэта - трагедия тотального непопадания в действительность. Его герой никак и никуда не может вписаться - в общество, в быт, в межличностные отношения всякие, в настоящее ему время. Как наследник духовный и фактический продолжатель дела футуристов (все-таки называть Маяковского футуристом не совсем корректно, поскольку с этим движением он не так уж долго шел бок о бок), он устремляется в будущее, потому что для футуризма и авангарда будущее вообще остается единственным временным вектором. И вот он устремляется в это самое будущее и - не вписывается и там.

В этом отношении "Клоп", одна из главных творческих удач Маяковского, интересно рифмуется с его главной, наверное, поэмой " Про это " - здесь есть тот же мотив воскресения, явно подслушанный в " Философии общего дела ", причем воскресения не только героя, но и его возлюбленной. И если в поэме этот мотив находится в модусе желаемого, то в пьесе, написанной уже через лет, воскресение происходит. Только герой оказывается невостребованным:

Я прожила пятьдесят лет вперед, а могла умереть пятьдесят лет назад из-за такой мрази.

И это безусловно трагично, хотя герой "Клопа" Присыпкин/Скрипкин в разы мельче, ниже, гаже героя "Про это". Они вообще разные: один - поэт, другой - посредственность, из поэзии признающая только городские романсы; один мучается из-за невозможности попадания в жизнь по ту сторону времени, другой - из-за того, что по ту сторону все же попадает, но единственным существом, которое может быть его"товарищем", оказывается клоп. Один - явный сверхчеловек, не умеющий жить среди людей. Другой - недочеловек, никому не нужный. Хотя последний пункт противопоставления не содержит - они оба и не умеют, и не нужны.

Думается, что все это определяется в первую очередь судьбой поэта - так же ощущавшего себя невостребованным. Тут можно возразить: как может тот, кого при жизни чуть ли не отождествляли с государством и революцией, полагать себя ненужным? Но в этом и заключается основная черта великих поэтов: все они, даже те, кто, как Маяковский, в области лирики шли "от головы", оперируя трезвым и холодным разумом, все-таки провидцы. Он знал, как будет - знал и боялся. И под формальной безупречностью его стихов скрывались страх, неудовлетворенность и отчаяние. И именно это отчаяние роднит "высокого" героя "Про это" и его практически пародийного двойника Присыпкина. Ведь даже Присыпкина становится жалко:

Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?! Граждане!..

И действительно - за что? Ловко притворившись пьесой, высмеивавшей мещанство, "Клоп" высмеивал, в общем-то, все современное ему время. Время, где никто не был нужен - ни поэт, ни паразит. Время, которое со временем не перейдет в иное качество и все так же будет отвергать людей, особо чувствительных к его мертвенно-ледяному дыханию.

Всегда лучше последнее слово оставлять за автором.

картинка lavdiasmylove