Больше рецензий

14 ноября 2018 г. 18:27

1K

Рецензия на русскую классику - как школьное сочинение. Сидишь перед пустым листом, и в голове мысли роятся, кажется, тысячными стаями, а наружу не выплескиваются, застревают где-то между небытием и овеществленной реальностью. Странно это и необъяснимо, но такой уж Булгаков был, есть и будет всегда - его с наскоку не объяснишь, не проникнешься всей сложностью хитросплетений событий и судеб, не разгадаешь самую изюминку. Оно потом приходит, со вторым, третьим прочтением, как это с Мастером было - когда всякий раз видишь новое, понимаешь больше, мыслишь глобальнее. С "Белой гвардией" то же самое.

Почему "белая", почему "гвардия", кто "гвардия", а кто так себе, сбоку прилепился, отчего одни и те же имена и фигуры означают разное, стороны и убеждения меняют, как перчатки, а кто-то не меняет, кто-то остается верен кремовым занавескам и какой-то неведомой для тех, кто извне, идее. Почему повествование кажется ломаным, обрывочным - и очень цельным одновременно, почему важные вопросы задаются вскользь, почему кажется, что так много персонажей лишних, не прописанных, не носящих явную печать принадлежности к единой красной нитью проходящей сквозь строки белогвардейской морали. Почему нет ее, этой морали, не видно, по крупицам только можно собрать, по обрывкам мыслей и чувств. Почему "гвардия", почему "белая". Почему, почему, почему.

Вопросы задаются, а в них и ответы, и еще в самом тексте - тоже ответы, а еще больше - совсем между строк, притаились между имен, офицерских погонов, обоев в цветочек и обманутых жен. На фоне обыденности разворачивается трагедия, и поглощается обыденностью, и Лариосик как апофеоз этого всего, и идеологические метаморфозы Шполянского, и религиозно-маньяческие замашки почти неведомого Русакова, и это ведь все между строк, это и не про Турбиных вовсе - и как про них. Все связано, сплетено, закручено в тугой узел - попробуй, разбери, кто прав и что теперь делать.

Резюме: В целом мне понравилось, без особых восторгов, но читала с удовольствием. Опять же - не тот это орешек, что с первого раза весь расколоть можно.