Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 ноября 2018 г. 12:17

766

4.5

Честно признаться, мои познания о детективном жанре не особенно глубоки (вот о мемуаристике могу говорить долго и порой нудно). Однако даже у такого профана, как я, закрались сомнения насчёт того, что «Скрюченный домишко» вообще является детективом.

Давайте разбираться с этим вопросом вместе (мне кажется, объективно оценить произведение можно только после того, как поймёшь его ключевые особенности). Итак, любой детектив обладает тремя сюжетообразующими элементами — преступлением, расследованием и разгадкой.

Что же получилось у Агаты Кристи в данном случае?

Преступление имеется (хотя изначально смерть пожилого господина расценивалась героями романа неоднозначно).

Что касается расследования, то оно вроде бы есть, но его описания, как принято в классических детективах, одновременно вроде бы и нет. Полиция мелькает где-то на заднем плане, а роль сыщика берет на себя молодой сын детектива, заинтересованный в разгадке тайны чуть ли не больше всех остальных, ведь ему очень хочется жениться на внучке убитого. Между тем с возложенной на себя миссией мужчина всё-таки не может справиться (хотя к разгадке он подходит максимально близко). В общем, расследование в романе абсолютно не похоже на детективное.

Что касается третьего сюжетообразующего элемента — разгадки, то читатель вряд ли способен с помощью различных мыслительных операций (например, той же дедукции) самостоятельно дойти до разрешения тайны.

А что вы хотели, если сама писательница до последнего момента (как стало известно из её записных книжек позже) сомневалась в том, кого сделать убийцей. Женщины, такие женщины… ☺

Получается, что два сюжетообразующих элемента из трёх в «Скрюченном домишке» вызывают сомнение. Более того, как выяснилось, ни один из присущих Агате Кристи критериев, по которым профессиональные литераторы оценивают качество её детективов, роман не имеет — ни странного гротескного преступления, ни удивительного сыщика, ни творческого подхода к преступлению, ни игровых отношений между преступником и сыщиком — ровным счётом НИ-ЧЕ-ГО.

Так что же такое на самом деле «Скрюченный домишко»?

Я не знаю. Роман вряд ли можно считать полноценным детективом, но и к другому жанру отнести его с первой попытки тоже не получается. По мне, «Скрюченный домишко» — произведение вне литературных жанров и художественных правил.

Может, именно по этой причине Кристи (о чём писательница открыто говорит в предисловии к роману) считала «Скрюченный домишко» одним из лучших своих произведений? Кто знает…