Больше рецензий

13 ноября 2018 г. 13:00

835

4

Помню в детстве у нас в комнате стоял шкаф, несколько полок которого были забиты книгами, которые папа специально подбирал для нас с братом. Раз в полгода ассортимент пересматривался и обновлялся – часть книг уходила куда-нибудь к родственникам и знакомым, у которых дети были «еще маленькие». А на полке появлялись новые жители. Перед тем как сделать какой-то выбор я всегда долго изучала обложку и название – мне очень хотелось заранее узнать, что за история скрывается внутри. И я очень хорошо помню книги Астрид Линдгрен, которые какое-то время стояли в нашем шкафу. К сожалению, их постигла довольно печальная судьба – истории про Карлсона, как, впрочем, и истории про Винни-Пуха, мы категорически отказывались читать. Мотив был простой – зачем читать эти книги, если есть просто отличные мультфильмы. Тогда казалось, что времени на книги очень мало и нет особого смысла читать истории, которые и так знаешь. А когда пришло понимание насколько в книгах все может быть по-другому, насколько твой собственный Карлсон может быть другим и прекрасно уживаться со всеми любимым персонажем из мультфильма, уже пришло время для приключений – и капитан Блад вместе с капитаном Немо, завоевали все наше внимание.

Каждая вещь в полете фантазии порождает новую игру в игре и одновременно намечает новое направление движения. От лестницы к курятнику, затем к старой ели, к куче камней, к прудику, через изгородь, в лес, к мусорной куче и на большую гравийную дорогу, где растут красивые цветы, которые можно рвать… но тут наступает усталость.

И к счастью даже когда ты взрослый мир детской литературы для тебя может открыться совсем, с другой стороны. К каким-то история ты возвращаешься потому что хочется что-то почитать на языке оригинала, и детские книжки становятся для тебя проводником в мир чужого языка. Какие-то книги в ярких красочных переплетах ты даришь своим детям и потом с упоением читаешь их вслух, открывая мир, который упустил вместе с маленьким и чутким проводником. Какие-то книги ты открываешь через желание узнать побольше фактов из жизни автора. И Астрид Линдгрен именно тот писатель, про жизнь которого ты совершенно ничего не знаешь, и как оказывается очень даже зря.

Я знала, чего хочу и чего не хочу. Ребенка я хотела, его отца – нет…

Казалось бы, старая как мир история – молодая девушка, которая связалась с женатым мужчиной и забеременела от него. В первой половине XX века, в небольшой деревушке поступок более чем предосудительный. Но именно в такую историю попадает Астрид, чтобы совершить еще более странный по тем временам поступок. После всех перипетий, связанных с временным бегством из родной деревушки и тайными родами, она отказывается выходить замуж за своего любовника. Кто знает, может именно в такие поворотные моменты в жизни, благодаря сложным решениям и желанию жить как считаешь нужным именно ты, и рождаются будущие писатели.

О том, что корни Пеппи – в ужасах Второй мировой войны, в отвращении Астрид Линдгрен к насилию, демагогии, тоталитарным идеологиям, свидетельствует автобиографическое произведение, состоящее из вырезок, вклеек и записей, которые Астрид делала два десятилетия. Вначале она называла его «военным дневником», но в 1945 году оно переросло в дневник послевоенный и дневник холодной войны, растянулось почти на три тысячи страниц, или девятнадцать тетрадей.

Помимо необычной и захватывающей истории самой Астрид стоит сказать несколько слов и об этой книге. Здесь просто потрясающие фотографии и иллюстрации. Историю гораздо легче воспринимать, принимать и проживать лично, когда ты буквально следишь за всем происходящим. Вот молодая девушка, будущий блестящий журналист. Вот молодая мать, которая за те несколько лет, что мы ее не видели, очень сильно повзрослела. Вот перед нами фрау Линдгрен, которая теперь сочиняет истории и придумывает сказки для двух маленьких человечков. Вот перед нами писатель, который стал проводником в волшебный мир детства для миллионов детей по всему миру. Вот перед нами человек, который прожил долгую и сложную жизнь, в которой было много хорошего и много плохого.

Да, и точно жизнь – проклятая бессмысленная комедия! Иногда мне кажется, что я заглядываю в пропасть, а иногда утешаю себя тем, что „life is not as rotten as it seems“.

Хорошая книга, в которой много интересной информации и выдержек из писем и дневников писательницы. Единственное чего не хватило, это какого-то более личного участия самого биографа - даже из предисловия не становится понятнее кем для него была Линдгрен и почему он решил так досконально изучить ее жизнь. А биографии я ценю и за такие моменты, когда автор рассказывает почему выбранный им герой, так важен для него самого.
И все же перед нами книга, которая позволила мне на несколько вечеров заглянуть в прошлое и прожить весь XX век вместе с необыкновенной женщиной.

Книга прочитана в рамках флэш-моба: "Урок литературоведения". Урок №68.