Больше рецензий

13 ноября 2018 г. 10:48

1K

3.5

Первый том "Истории тела" написан действительно сложно для научно-популярного издания. В данном случае я даже склонна к стереотипу, что "французы пишут запутанно и тяжело для восприятия". Да, обращала на это внимание, начиная как раз с просветителей (о которых в этом томе будет идти речь), заканчивая современными философами и публицистами. Особенность в том, что научных и философичных терминов очень много, и всё это к тому же преподаётся в близкой к художественной манере. И получатся нечто неудобоваримое.
Есть в этой книге даже такие главы, которые хочется просто пролистнуть: настолько они громоздкие и скучные. Есть и довольно интересные статьи. Ведь "История тела" - это сборник статей разных французских авторов (хотя все статьи настолько похожи по стилю написания, что можно предположить и одно авторство). А цель исследования - прийти к образу современного человека разными путями, с разных сторон изучая особенности его антропологии в ходе исторического процесса.
Весьма интересна большая глава, посвящённая образу тела в христианской перспективе. Там, где за образец берётся тело Христа, разумеется, необходимо рассмотрение в первую очередь Его собственного тела. Так что с точки зрения изучения истории религии данная глава тоже очень полезна, поскольку она освещает особенности восприятия тела Спасителя в определённой исторической эпохе. Мало того, раскрывается происхождение таких культов, как культ святейшего сердца и крови Иисуса; подробно говорится о страстях Христовых, но также и о возникновении понятия "тайных страстей". И, конечно, иллюстрации телесных переживаний в христианской жизни на примере эпизодов из жизни монашества.
Главы, посвящённые телесным практикам (то есть уходу за телом в первую очередь) и сексуальности мне тоже понравились. Особенно сексуальности. Во-первых, подробно рассматривается проблема добрачных и частично брачных отношений. Это действительно именно проблема, поскольку из неё рождается ещё кое-что: сексуальное насилие, гомосексуальные связи и даже скотоложство. Любопытно, что все эти пункты я неосознанно перечислила как бы в порядке "убывания вины" (в книге об этом подробно). То есть если неженатый мужчина совершает, скажем, насилие над прислугой - это не так порицается, как связь с мужчиной. При этом связь с мужчиной всё-таки в некоторых особенных случаях наказуема (бывает, даже смертельно), а связь с животными - это всегда смертная казнь.
Следующую главу, "упражнения и игры", я читала с огромным трудом, борясь с сонливостью, поскольку это очень скучно и монотонно. Думаю, дотошность автора тут тоже сыграла свою роль. Подробно рассказывается о том, как изменялось отношение к тренировкам тела и играм чуть ли не в каждом десятилетии. Если взять себя в руки и внимательно это прочесть, то можно, по крайней мере, уловить общую тенденцию, остальное всё равно сотрётся из памяти. Кроме того, я хорошо запомнила одну любопытную крестьянскую игру: какую-то домашнюю птицу (кажется, гуся) подвешивают за лапки на перекладине, а игрок, проходящий под птицей, должен попытаться откусить ей голову. Ну вот, выигрывает тот, кто откусит. В книге есть ещё несколько примеров таких "игр", направленных на то, чтобы нейтрализовать агрессию народа, поскольку до изобретения подобных практик, "игры" часто представляли собой просто массовое или одиночное избиение, иногда до смерти.
Большая часть, посвящённая анатомии, болезням и медицинским практикам интересна постольку-поскольку. Наверное, это могло бы быть по-настоящему увлекательно для того, кто интересуется медициной побольше, чем я. Тут есть некоторые отсылки к работе М. Фуко "Рождение клиники". А именно: совпадение факта болезни с телом больного человека. Тело и его болезнь начинают рассматриваться в единстве.
В конце книги повествование начало развиваться совсем уж произвольно, так что тут автор касается и анатомии, и живописи, и философии телесности, и морали. Про живопись - крайне познавательно. Отсюда вы узнаете, откуда пошла традиция изображать всех этих обнажённых полулежащих Венер и в чём их назначение. Немного про духовные метания Микеланджело, и как это отразилось в его живописи. А также, почему изображения сонного паралича (например, "Ночной кошмар" Фюссли) очень точно отражают дух своей эпохи и могут стать дополнением к анатомическим сюжетам в живописи (например, Рембрандт, "Урок анатомии").
Я собираюсь прочесть весь трёхтомник, поэтому начало положено. Посмотрим, как представления эпохи Возрождения в итоге трансформируются до современного восприятия телесности. Да, ещё, стоит сказать, что в этом первом томе нарушена хронология. То есть чёткого последовательного изложения по эпохам тут нет. Речь может идти о Новом времени, внезапно отскочить в Средневековье, провести параллель с Ренессансом и вернуться назад в XVIII век. Поэтому я надеюсь, что я не запутаюсь, не собьюсь и одолею всю "Историю тела".