Больше рецензий

11 ноября 2018 г. 13:32

437

4.5

Похоже лекции Дмитрия Быкова вызывают зависимость.
Ну это и не мудренно. Широкая эрудиция, личное знакомство со многими современными литераторами, полное отсутствие каких-либо комплексов, да и определенная харизма этого лектора, делают его лекции увлекательными и живыми.

Поэтому прослушав одну, я не теряя времени даром, принялся за вторую. Тем более лекция была о любимом писателе и любимом цикле.
Итак, чего интересного увидел Быков увидел в книгах Акунина?
Накидаю мыслей вразброс, что запомнилось.

Акунин- ученик Стругацких. Потому что один из братьев также был видным японистом. И в своей "Азазели" спорит с учителями, которые агитировали за педагогическую теорию воспитания детей в интернатах. Тут я понял, что очень даже может быть, что в книгах может и не быть того, что там видит Быков. Всё таки надо включать определенный фильтр. Если конечно это не чистой воды провокация, которая заставит заново перечитать и Стругацких и Акунина.

Оказывается Акунин пишет также как Роулинг. Читать интересно, запоминаются какие-то детали мира, но сюжет забывается напрочь, хотя читать интересно и легко. Благодаря чему книги Акунина, как и Роулинг интересно перечитывать. Опять же, что-то сомнительно, хотя я действительно не помню многих сюжетных ходов.

Успех акунинского цикла обусловлен четырьмя факторами.
Инкогнито писателя - ну это начальный этап. Второе- филологический. Акунин в свой цикл понапихал столько литературных отсылок, что разгадывать их - отдельное удовольствие. Третье - исторический. Быков считает этот цикл книг рассказом о времени перехода от серого к черному. Вообщем про нас.
Четвертое- в фандоринском цикле представлены все виды детективов, которые только вообще могут быть )))
Вот такой винегрет и обеспечил наличие постоянного аппетита у читателя.

Далее критик и писатель много говорит о душе Фандорина, его благородном пути и ненужности нашему обществу. Не то, чтобы он бесполезен, но... не вписывается. Фандорин носитель "бремени белых".
Также было интересно послушать о влиянии на творчество Акунина английского детектива, японской культуры смерти и поэта Гандлевского.

Слушать Быкова было интересно, и если не со всем хочется соглашаться, как например о том, что Пелевин, Сорокин, Акунин привнесли восток в нашу современную культуру, то уж проверять, спорить и перечитывать хочется. Чего наверное, собственно говоря, лектор и добивается. Хотя не факт )))
Может ему просто нравится выпендриваться и умничать. Чего он впрочем не скрывает )))

Комментарии


200 кг понтов только и делает, что ищет историческое обоснование, где главным действующим лицом является не тема лекции, а он сам


200 кг понтов

Зачем же так по больному сразу!
Всё же если отбросить в сторону понты (все мы не безгрешны) бывает очень даже интересно )))


После раскрытия всей правды о Муму, готовилась к худшему, но обошлось. Творчество Акунина выглядит практически невинно) Или ты самые пикантные детали оставил для личного знакомства?)


Всё дело в том, что творчество Акунина очень любит мама Быкова!
Поэтому, думаю, Дмитрий держал себя в руках )))


Так вот в чем дело)) мама - это серьезный повод не выходить за рамки)


Помнится, Стивен Фрай в воспоминаниях говорил, что мухлевал при написании сочинений. Мухлеж заключался в том, что он знал, о чем будет писать, заранее, не зная еще темы сочинения. Мог любую тему свернуть на то, что надо и интересно ему.
Вот у Быкова, мне кажется, частенько такой лекторский мухлеж. Но я не в претензии, потому что интересно, даже когда несогласна )


Есть такая тема!
У меня знакомый так экзамены сдавал, какой билет не попадется, потихоньку сворачивал на выученную тему ))) Иногда даже прокатывало.


Похоже лекции Дмитрия Быкова вызывают зависимость.

Как и стихи :)


Стихов не читал, но вот этот очень понравился
С какой-то виноватостью усталой
Я все свои грехи переберу.
Я не умру от скромности, пожалуй,
От сдержанности — тоже не умру.

Я также не замалчиваю факта,
Что трезвым не останусь на пиру.
Еще я не умру от чувства такта.
От вежливости — тоже не умру.

От этой горькой истины не прячась,
Я изучаю сам себя на свет.
Я не умру от стольких дивных качеств,
Что, видимо, мне оправданья нет.

Да оправдаться я и не стараюсь:
Я умирать пока не собираюсь.

Дмитрий Быков


Тогда и я поделюсь недавним и любимым:

Вот девочка-зима из спального района,
Сводившая с ума меня во время оно,
Соседка по двору с пушистой головой
И в шапке меховой.
Она выходит в сквер, где я её встречаю,
Выгуливает там собаку чау-чау;
Я медленно брожу от сквера к гаражу,
Но к ней не подхожу.

Я вижу за окном свою Гиперборею,
В стекло уткнувшись лбом, коленом - в батарею,
Гляжу, как на окне кристальные цветы
Растут из темноты.

Мне слышно, как растут кристаллы ледяные,
Колючие дворцы и замки нитяные,
На лиственных коврах, где прежде завывал
Осенний карнавал.
Мне слышится в ночи шуршанье шуб и шапок
По запертым шкафам, где нафталинный запах;
За створкой наверху подглядывает в щель
Искусственная ель;
Алмазный луч звезды, танцующий на льдине,
Сшивает гладь пруда от края к середине,
Явление зимы мне видно из окна,
И это всё она.

Вот комната её за тюлевою шторой,
На третьем этаже, прохладная, в которой,
Средь вышивок, картин, ковров и покрывал,
Я сроду не бывал;
Зато внутри гостят ангина и малина,
Качалка, чистота, руина пианино -
И книги, что строчат светлейшие умы
Для чтения зимы.

Когда настанет час - из синих самый синий, -
Слияния цветов и размыванья линий,
Щекотный снегопад кисейным полотном
Повиснет за окном, -
Ей в сумерках видны ряды теней крылатых,
То пёстрый арлекин, то всадник в острых латах,
Которому другой, спасающий принцесс,
Бежит наперерез.

Когда рассветный луч вдоль жёлтого фасада
Смещался в феврале и было всё как надо:
Лимонный цвет луча, медовый - кирпича,
И тень её плеча, -
Я чувствовал, что с ней мы сплавлены и слиты:
Ни девочка-апрель, что носит хризолиты,
Ни девочка-октябрь, что любит родонит,
Её не заслонит.

Тот дом давно снесён, и дряхлый мир, в котором
Мы жили вместе с ней, распался под напором
Подспудных грубых сил, бродивших в глубине,
Понятных ей и мне, -
Но девочка-зима, как прежде, ходит в школу
И смотрит на меня сквозь тюлевую штору;
Ту зиму вместе с ней я пробыл на плаву -
И эту проживу.

Дмитрий Быков


Вот комната её за тюлевою шторой,
На третьем этаже, прохладная, в которой,
Средь вышивок, картин, ковров и покрывал,
Я сроду не бывал;

Уф! Как же знакомо!
Красиво, хотя читать как-то непривычно, не обычное построение.


Есть такое - необычная рифма и какая-то особая душевность в каждой строчке :)