Больше рецензий

countymayo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 июня 2011 г. 22:50

2K

2

Не упрекайте, пожалуйста, в предвзятости; клянусь, что подступала к "блокбастеру десятилетия" с открытой душой, даже цитатки выписывала бережно. И не в моём характере одолевать шестьсот страниц кромешной чуши только для того, чтобы возвестить - кромешная чушь, камарады!
"Сердце Пармы" - это не чушь. "Сердце Пармы" - это петля и яма.
Но давайте начнём с самого начала, с первых страниц, которые поражают неподготовленного всяческими вагирйомами, хонтуями да пурихумами. Последних милостиво расшифровали. Жертвы. У манси известны жертвоприношения животных: собак, например. Приносились ли человеческие жертвы? В литературе упоминаний не нашлось как-то. Но создателя «Сердца Пармы» сие не волнует. Его вогуличи так профессионально вырывают живые сердца, что могут поделиться опытом с самими жрецами майя. Распинают, печень пожирают, каждое третье убийство в романе ритуальное. И плевать, как там было на самом деле, резали, не резали! Без человеческих жертвоприношений весь интерес пропадёт ведь!
Как отрадно, что Алексей Иванов не пишет о Великой Отечественной. Представьте: эсэсовцы пожирают печень Василия Тёркина. А вдруг наоборот?
Иванов не просто обращается с источниками вольно. В погоне за эффектностью он полностью игнорирует источники. Хороший пример – образ епископа Великопермского. Православие чтит священномученика Питирима: милости сокровище, архиереев украшение. Русская история помнит образованного, интеллигентного политического диссидента, оказавшегося в Югре не по своей воле, но нашедшего там непочатый край труда. В романе Питирим – сексуально озабоченный пьянчужка (по созвучию Питирим-пить?), абсолютный профан, неуч, трус и вор, стакнувшийся с уголовниками. Последний крик этого горе-пастыря – с модным сладострастием отчаяния «Проклинаю-у!» Согласно Питиримову житию, написанному, кстати, по горячим следам, старец сказал: Лучше мне единому умрети, вам же всем жити. Разницу ощущаете?
Над сценой замерзания распятого епископа я безудержно хохотала. День памяти св. Питирима в святцах – 19 августа, по новому стилю – 1 сентября. Замёрз. В тайге. Первого сентября. Да за кого меня принимают в этой гостинице?
А ведь Питирима можно было скормить комарам и гнусу! Какая садо-мазо-возможность упущена!
Тут мне, конечно, возразят, что писатель в своих персонажах волен, что житие – не последняя инстанция правды и т.д., и т.п. Тогда зачем сценарий к фильму Тарантино величать историческим романом? Это Иванов историк по специальности, это он источниковедение проходил, не я! В его задачу входит придать событиям хоть минимальное правдообразие. Поняла бы, если Питирима и его преемника Иону смешивал бы с грязью советский борзописец, демонстрируя продажность, никчемность служителей культа. А Иванов похож на портретиста-самоучку, подавшегося в карикатуру: криво, грубо, непохоже, зато бросается в глаза.
Кривизна и грубость характеризуют сам язык «Сердца Пармы». Трудно поверить, что в XV веке употреблялись слова «инвентарь» (во втором издании догадливо исправлено на «хозяйственный припас»), «малохольный», «взбодриться», «ломануться», Откуда в Зауралье скифские акинаки? Откуда греческие ламии? На каждую точно пойманную деталь приходится мешок невероятного балласта. Ну неужто Венец, будь он хоть трижды царский приближённый, мог назвать княгиню – княгиню! - в лицо ведьмой и попросить у неё колдовской помощи? Или вот: «Роды ничуть не испортили Тичерть, она даже стала ещё тоньше и прозрачнее»… Тонкость-звонкость-прозрачность, как бы сказать, не входили в идеал красавицы при Иване Третьем. За «шаманов-смертников верхом на боевых лосях» вообще выговор с занесением. Отменю тогда, когда более чем столетние опыты по объездке сохатых увенчаются успехом. Ну, а после огнедышащего дракона Гондыра стало явственно: г-н Иванов готовился не по тем учебникам. Гондыр по-коми-пермяцки медведь.

Так что хваленая этнографичность познавательна только для тех, кто впервые услыхал "парма", "хонтуй", "хумляльт". Не относясь к таковым, хочу задать вопрос. Без обид: зачем всё это было? С какой целью очернили, огадили порядочных людей, целые народы и религии? Чтобы воспеть оды собиранию Земли Русской, читай, истреблению злобных дикаришек? Возвеличить ход истории, согласно которому многодостойный шаман-пам обязан уступить место ничтожному Питириму? Или, как пишет литкритик журнала "Афиша", перед нами вправду роман о бремени русского человека?
Hесите бремя белых,
И лучших сыновей
Hа тяжкий труд пошлите
За тридевять морей;
Hа службу к покоренным
Угрюмым племенам,
Hа службу к полудетям,
А может быть – чертям.

Несите бремя... русских?! Или, как пишет Иванов, все душевные болезни лечатся любовью к родине.
Главное, чтобы любовь к родине сама не становилась душевною болезнью.
Услужливый медведь (гондыр?) опаснее врага.

1 2

Комментарии


Может быть это фантазия-фэнтези автора, на тему, так сказать? Не читал, потому не знаю... Нет?


Сам Иванов категорически отказывается от лавров фантаста, утверждая, что хотел передать средневековый образ мышления, для которого лешие с водяными - это такие же явления реального мира, как соседи или сборщик налогов. Задумка-то интересная, а реализация подкачала, на мой взгляд.


Понятно... Остаётся сделать Выбор — прочесть или не читать... :-)


Я думаю, что источники Иванов знает. Но это же художественное произведение, автор волен, так сказать. По поводу интерпретаций. Помню, как сильно меня когда-то поразил довольно приличный контраст одной и той же темы у Булгакова - "Житие господина де Мольера" и "Кабала святош". Согласитесь, одна и та же пикантная деталь - был ли он женат на собственной дочери или нет - в обоих произведениях подана с разной степенью уверенности. В общем, тут именно приятие или неприятие читателя, мне кажется, более важно, чем собственно достоверность. А приятие или неприятие идёт не только и не столько идей автора, сколько его эстетики, наверное.


А если бы Булгаков был как Алексей Иванов, он бы написал Мольера чёрным магом, женатым на собственном сыне... В том-то весь и ад, что, глубоко зная предмет, автор "Сердца" это своё знание использует... как-то очень специально. Например, православное воинство у него идёт в бой под хоругвью "Имя мне Легион", т.е. под цитатой из речей чёрта. Этого не могло быть по вполне естественным причинам, и, конечно, Иванов это понимает. Но считает нужным для доказательства каких-то своих идей всучить князю такую идиотскую хоругвь.
В общем и целом написано традиционным слогом советского исторического романа, возмущаться эстетикой нет причин. А идеология страшноватая, идеологии боюсь.


Ха-ха, кровавый трэшняк и слэшер в антураже средневековой Сибири?

Кстати, так много слышал об этой книге. Я читал другие его, сразу сказал, что он хреново пишет. А мне все кричали: "Да вы Парму почитайте, Парму! Это шедевр!"
Ну и соббсно вот :)


это, гм, ещё один афедрон получается? смотрю я, моден нынче этот жанр.


Получается, что так и есть. Иванов, конечно, пишет значительно лучше Колядиной, но очень неровно, пестро и утомительно.


Спасибо за вашу рецензию. Мне было очень интересно. На книгу время тратить не буду, не так я много успеваю прочесть, чтобы ставить на себе такие опыты.


Мне сегодня эту книгу ну очень нахвалили (на волне моей печали по поводу отсутствия новых имен в моей библиотеке, и отсутствия новых книг у проверенных авторов), залезла посмотреть здесь как оно ... и пожалуй читать то не хочу. О Питириме читала немного в "Псоглавцы" Маврина , там более культурно он описан, и полазила в сети - тоже. О местечковых обрядах знаю и не понаслышке, живу в Мордовии, у мордвы пантеон близок к греческим (не я придумала, в учебнике культурологии написано) -Вирява, Видява и тп., но по мне - построен по принципу обожествления основных явлений природы . Ну и часть обычаев сохранена и по сю пору. Жертв конечно никаких нет, но не так давно невест крали (да ,почти как у горячих горных племен), и такие краденные в семью назад не возвращались. И тп. и тд. Такие обычаи тоже можно вывернуть, при желании, как угодно.
При всей моей любви к славянскому фэнтези (тьипа Ладога и Колдун О.Григорьевой, Волкодав и Валькирия -Семеновой) такое читать не буду. Верю. Спасибо за вовремя сделанный анализ книги.


не поверите, но Маврин это и есть Иванов :) не в обиду Вам сказано, но меня убивает позиция мнооооожества людей на этом сайте, которые говорят - охх я вот присматриваюсь к этой книге, но раз уж вы такую отрицательную рецку написали - точно говно! читать не буду!
постоянно такое вижу на лл, и это очень печально))


Несколько опоздали с замечаниями по факту псевдонима, я так то читаю и новости и книги.

меня убивает позиция мнооооожества людей на этом сайте, которые говорят - охх я вот присматриваюсь к этой книге, но раз уж вы такую отрицательную рецку написали - точно говно! читать не буду!

-Вы думаете люди пишут "от балды", не зная того кто написал именно такую рецензию? может бытиь есть основания на такие выводы, как считаете? То что Вы видите где то подобные замечания - ну так что ж - Вас то никто не заставляет что то не читать. Если книга нужна - человек рано или поздно к ней приходит. Не нужна - никогда не придет, или бросит читать. Я в силах сама сделать вывод, что мне нужно, а без чего обойдусь.


я же написала, не в обиду Вам сказано. в целом очень часто встречаю такое мнение.
к вашему ответу: не знаю, не считаю, что мнение любого человека, будь он хоть сто раз авторитетен, может быть основанием для оценки книги.
а вы злая, пойду я отсюда )


Извините, я не злая, просто обиделась за сравнение... Не так часто могу положиться на чье либо мнение, но вот на автора этой рецензии - вполне, есть сходство во взглядах на прочитанное, соглашалась неоднократно. Не хочется терять время на книги ради опровержения мнения. Ну и в-целом , считаю что каждая книга ,которая нужна, рано или поздно находит своего читателя. Можно ругать ее или восхвалять, но что то такие (нужные) книги меняют в тебе.


очень надеюсь, что вы правы)) я бы очень хотела, чтобы все предназначенные мне книги меня нашли))


Мне даже по аннотации показалось, что книга по жанру больше на фэнтези похожа, чем на историческую повесть.
И согласна с тем, что даже в художественной литературе такие серьёзные искажения фактической информации нежелательны.


Сразу признаюсь в незнании истории.
Почему-то в голове не укладываются имена, факты, причинно-следственные связи.
Из книги, прочитанной лет 5 назад, практически никакие этнографические или исторические знания не вынесла.
Потому что абстрагировалась от исторической/псевдоисторической действительности.
Осталась некий фон для характеров.
Получается фэнтези?
Почему бы и нет, если сюжет позволяет показать людей/мотивы/поступки.
Книга очень нравится.
И хорошо, что увидела Вашу рецензию: оценка книги не изменилась.
Несколько меняется отношение к автору, пока не поняла, в какую сторону.


Первый раз слышу, что это исторический роман, по-моему вы это сами придумали, почему вы решили, что автор так позиционируют роман, учитывая наличие мистики в повествование? Давно у нас мистика часть исторического процесса? По мне так Сердце Пармы написано в том же жанре, как и например Башня Шутов Анджея Сапковского.


Начала слушать аудиокнигу, но не смогла.. Столько чернухи, просто жуть! Когда дошла до места, где описывается как кидали на копья детей, бросила. Еще тогда подумала - это у меня что ли такая психика слабая, что не могу читать подобное, оказалось что нет :) Полностью согласна с рецензентом! Хотя "Хребет России" с удовольствием прочитала и посмотрела.


Согласен с характеристикой книги полностью. Особенно неприятна историческая и этнографическая недостоверность - многое из тех деталей, которые я знаю, перевраны, значит, и тому, что не знаю, доверять не могу.


Замечательное, почти пророческое произведение. Эта книга и , пожалуй, фильм "Овсянки "первые ласточки на пути к самоидентификации русского этноса. После прочтения и Географ был воспринят как князь Михаил 500 лет спустя. У них одно стремление найти свою праматерь Парму, уйти в ее лоно, слиться с ней. Может быть сейчас самое время для этого для всех русских (они же пермяки, меря, вятичи и т.д.)? Время, когда мы потерялись где-то между агрессивным исламистским Востоком и содомитской Европой, найти свой путь Домой. Да и что такое для Истории 1000 лет кривого пути? Домой пора в Парму, а Христа тоже с собой возьмем, он наш!


Ага, домой - в болото! Главное, ШОБ НЕ Восток и ( прости господи) Европа!

1 2