Больше рецензий

6 ноября 2018 г. 20:30

2K

3 и когда возвратится ведьма...

Йоу, господа и дамы.
Спойлеры
и сумбур.

Если бы можно было ставить оценки не только книгам, но ещё и отдельно персонажам, я бы поставила кое-кому 100 из 100, но о нём поговорим позже.

Как раз перед началом чтения «Терновой ведьмы» я набрела на потрясающую группу «Faun», шедевральные песни которой создали мне атмосферу (ибо в книге по большей части её не хватает). Так что просто включаем, например, «schrei es in die winde» (она даже по смыслу подходит), и стараемся не очень сильно ругаться на эту историю.

Сюжет прост как три копейки: пятнадцатилетняя Изольда Северин, не зная, что в ней живёт вторая сущность Терновой ведьмы, в порыве гнева проклинает принца Лютинга, которого брат Изольды прочил ей в мужья. Девица так не хотела замуж, что своими словами превратила жениха в волка (даже не зная, что именно с ним сделала), а себя – в Терновую ведьму. Снять проклятие с себя она может, только расколдовав сначала Лютинга, на поиски которого и отправляется, покинув замок брата ещё и из опасений того, что он не обрадуется сестре-Терновой ведьме.
Так и начинаются скитания юной принцессы по миру, а всё из-за проклятья, которое она наслала, во-первых, по незнанию, во-вторых, из крайнего отчаяния: не многим, наверное, хочется выйти в 15 лет замуж за незнакомца и навсегда покинуть родной дом. Во время поисков про́клятого принца она обзаводится друзьями, которым помогает выбраться из разнокалиберных бед, заодно учась использовать магию терновой ведьмы во благо. Изольда, в общем-то нормальная героиня, вполне адекватная, справедливая, смелая… и поэтому ну просто невероятно, как она не догадывается, кто ОН такой? КАК!?
Таальвен Валишер – лишь одно из имён огромного говорящего волка, которого Изольда встречает почти сразу же после побега из замка. Остальные имена волк назвать не может, потому что кто-то наслал на него проклятье, и он не может о нём сообщить (кто бы это мог быть?). Волк соглашается сопровождать Изольду хоть на край земли и временами попадать в передряги, чтобы юной ведьме было, кого спасать. Примерно по сотне раз на квадратный сантиметр текста Изольде всячески намекает чуть ли не каждый встреченный персонаж, кто такой Таальвен, но Изольда ничего не понимает (читатель тем временем больно стучит себя по лбу).

Самый главный минус этой истории даже не в том, что в целом неглупая главная героиня не видит очевидных вещей под собственным носом. Самый главный минус в том, что книга слишком длинная и буквально через край переполнена событиями. Читать о приключениях Изольды и Таальвена интересно только местами. Вроде и интересна идея подводного царства, как и побег от болотного короля, но вышло всё слишком наивно и просто. Жутковатые владения метели Хаар Силлиэ и её помощницы-паучихи – самая хоррорная и любопытная локация в книге, которая, тем не менее, прописана так себе. Железный Дом ветра… шикарен, но о нём позже. Остальное нагоняет тоску. Все эти приключения не слишком-то хорошо связаны друг с другом, одно следует за другим, и герои будто по волшебству перемещаются между ними со скоростью ветров. И они тянутся, тянутся и тяяяяяяяяянутся, а Изольда всё ещё не знает, кто чёртов волчара, и что ей делать с сущностью терновой ведьмы.
Большой объём категорически противопоказан сказкам, а это именно сказка, но так как было заявлено, что она для взрослых, я ждала нечто более… взрослое. А получила вот эту наивность, перемешанную с…

Хёльмвиндом. Или Северным ветром – заносчивым говнистым персонажем, который здесь самый нормальный. Где надо поможет, где надо поиздевается. Его адекватность даже под сомнение не ставится (опять же, до поры до времени). И этим он чертовски сильно отличается от остальных героев. Тема ветров, кстати, вообще выигрывает на фоне всей этой истории (опять-таки, забирая на себя приличное время). Западный ветер (или просто Зефир) «хвастается» личной драмой, десятком лет на волшебной цепи и непростыми отношениями с братом. Всё семейство ветров (а их довольно много) – самое интересное, что я открыла для себя в этой книге, но и здесь не без подводных камней.
Сначала радуешься, когда Хёльмвинд помогает Изольде выручать из очередной беды Таальвена (потому что люблю таких сволочных персонажей, как он), но, когда Северный ветер влюбляется (не без помощи колдовства) в Изольду и просит её руки… Ну… Класс, ещё и любовный треугольник в этом компоте будем варить.
Половина приключений походят на нечто сказочное, половина – на что-то мифическое. Часть сказочных напоминают наши сказки, часть – западные. Мифические наполовину выдуманы, наполовину взяты, собственно, из мифов (Зефир, например, взялся прямиком из древнегреческих мифов, а вот хёльмвиндом называется ветер в Северной Англии). Вроде бы разнообразие, но от него на самом деле как-то рябит в глазах. Всё слишком разрозненно, чтобы стать общей картиной.

В итоге волк не расколдован, Изольда делит тело с терновой ведьмой (нет, это не совсем один и тот же человек, отсюда и двойное название у книги), Северный ветер страдает безответными чувствами. Точка не ставится, и, видимо, продолжению быть. Прочту его исключительно ради Хёльмвинда. Что-то будет.
***
Мой путь в дебри «Ведьминого сада» начался с «Года змея» с его чарующим языком, волшебной свирелью и невероятными героями. «Капитан Два Лица» порадовал кучей разномастных пиратов и совершенно ненавязчивой морской темой. «Тени леса» - необычным стилем написания и вообще нетипичной историей. На мой скромный взгляд, «Ведьмин сад» – одна из лучших и любопытных выходящих сейчас русскоязычных серий. Посмотрим, что будет дальше.