Больше рецензий

PiedBerry

Эксперт

Собиратель осколков

6 ноября 2018 г. 20:04

678

4.5 Холод. Любовь.Война.

Интересно, почему в аннотацию вынесена именно Блокада? Ведь здесь уместился целый пласт русской истории, от падения империи, до падения представлений о незыблемости мира, в конце Второй Мировой.

– Кощей отведал вина и состроил гримасу: – Слишком сладкое. Товарищ Сталин боится горечи, вкус у него, как у избалованной принцессы. Я обожаю горечь, спасибо моему опыту. Это привилегия того, кто действительно живет. Ты тоже должна научиться предпочитать горечь. В конце концов, когда все остальное пройдет, горечи останется в избытке.


История девочки по имени Марья Моревна начинается в Санкт-Петербурге. Её зрение острее чем у других людей, она чувствительнее и внимательнее остальных, поэтому видит истинную суть женихов, приходящих за её сестрами. И, не важно, что каждый из троих хотел забрать саму Машу, только понял, что замахнулся на нечто слишком большое. Раскрыл рот на кусок, который не откусить.
Марья растет, вместе с семьей приспосабливается к новым порядкам, терпит унижение за свою инаковость, за выбивание из системы, терпит опеку двенадцати матерей, тесноту квартиры,в которую сгоняют жильцов больше, чем могут вместить стены. (а раз так, то стены можно подвинуть, верно?). Но девочка помнит, кто приходил за её сестрами, она слышит, видит, ощущает магию, проникает в запретный мир домовых, и конечно, встречает свою судьбу. Кощея. Царя жизни. Свою самую большую любовь. И самую большую беду.
Валенте чувствует миф, это было доказано ещё «Сказками сироты». Но здесь уровень на голову выше, погружение в культуру глубже. И какое это погружение! Не знаю как ощущали себя западные читатели, но мне, как русскому человеку, было больно, было горько и страшно. С момента появления женихов-птиц, представителей разных исторических периодов до финала романа, это была настоящая история нашей страны. Мрачная, жутковатая, беспощадная, при этом полная невыразимой прелести и силы, скрытой в тех, от кого не ожидалось.
Автор не просто сумела раскрыть привычные с детства образы: Бабы Яги, царевны Лебедь, лешего… Нет. Она вписала их в контекст эпохи, миф, который должен вплести в себя реальность, а реальность становится всё безумнее.
В книге очень много про женскую Судьбу, про роли женщин в мире, то какими они могут быть и про то, хотят ли они такими быть. Сильнее всего это раскрывается в самой Марье, бунтарке, сильной, жесткой, использующей весь опыт, чтобы пройти новое испытание. Но в какие-то моменты, ей приходится примерять чужие роли, использовать методы борьбы отличающиеся от привычных, и это тоже про боль и взросление. Про то, когда понимаешь насколько мир больше твоих личных о нем представлений.
Валенте пишет, словно оплетает читателя кружевной паутиной, захочешь выбраться – не сможешь.


Длинные тонкие облака терлись о крышу её дома и свертывались в аккуратные самокрутки.


«Бессмертный» - это не чтение на бегу, иногда надо вдумываться, вчитываться, прислушиваться к своим ощущениям. И любить странности. Валенте любит неожиданные повороты.

Прочитано в рамках игры "Школьная Вселенная"
Предмет 4. Взгляд в прошлое