Больше рецензий

6 ноября 2018 г. 05:02

3K

5 Нет ничего более раздражающего, чем хороший пример (с)

Представить себе примерные границы фантазии мистера Клеменса (так по документам значился Марк Твен) не представляется возможным. Лично я уже давно отчаялся найти какую-либо взаимосвязь между темами, которые он выбирал для своих произведений. Судя по всему, единственной взаимосвязью было то, что никакой взаимосвязи не было.

"Принц и нищий", занимательная история Тома Кенти, оборванца из Двора Отбросов и реального исторического персонажа - юного короля Англии, Эдуарда, ничем особенным не выделяется из стройного ряда произведений автора. Может быть только тем, что эту книгу принято считать детской и в наше кино целых два раза успешно "Принц и нищий" экранизировало. В этом и кроется секрет узнаваемости данного произведения, хотя, ни темой, ни педагогическим эффектов я бы к детской литературе эту книгу не причислил. Обе экранизации перепутались у меня в голове, но я хорошо помню, что еще в детстве был возмущен наглым искажением концовки, где король был показан полнейшим нелепым мажором, который не видел дальше собственного носа.

Одной из задумок Марк Твена, в чем нет никакого сомнения, и было желание показать - насколько высшие социальные слои оторваны от реальности. Буквально недавно какой-то наш деятель как раз разглагольствовал на тему, дескать, почему народ не думает о завтрашнем дне, что ему мешает откладывать хотя бы сто тысяч в месяц. То есть, злободневность "Принца и нищего" налицо, особенно в нашей стране, где расслоение уже полностью завершилось и средний класс закончил свое бренное существование, оставив свое место клоунам царского двора.

Марк Твен все это изобразил как злоключения юного принца, который волею случая оказался на месте представителя низшего класса. Эта тонкая грань и невероятная прозорливость автора меня только удивляют, потому что в подобной ситуации вполне логично, что король станет намного более сострадательным, проникшимся судьбами отверженных, а попавшего на его место Тома Кенти просто объявят сумасшедшим. Это вполне подходит к образу реального короля Эдуарда, который действительно был добр (правда, я думаю, что из-за общей болезности, ибо прожил он довольно недолго) и кое-кто принимал его за блаженного. Время было еще очень среднее, тюдоровское, в те годы бывало всякое.

В отличии от снимавших кино, мною не было найдено в "Принце и нищем" никакого политического подтекста, напротив, уличное окружение Тома Кенти, сообщество попрошаек, воров и нищих - все это показано в наиболее безобразном виде, но никак не ставится в вину другому классу. У Марк Твена есть какие-то претензии к судебной системе, но в общем и целом он решает скорее вопрос нравственный. А ни для кого не секрет, что всякие внутренние установки хороши только в том случае, если у человека есть возможность сравнивать. Автор предоставил эту возможность своим героям, но нам оставил только ссылки на свою книгу.

Невероятная история "Принца и нищего" кажется очень достоверной, особенно в детстве, но читать повторно уже не очень интересно. Можно позавидовать тем, кто не знает сюжета, но во второй раз можно обратиться к другим произведениям Марк Твена, которых превеликое множество.