Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

3 ноября 2018 г. 20:32

4K

4 Плетение коврового узора

"Он подумал о своей мечте свести в стройный и прекрасный узор бессчетные и бессмысленные явления жизни; как же он не заметил, что самый простой узор человеческой жизни — человек рождается, трудится, женится, рожает детей и умирает — и есть самый совершенный?"

В конце 19 века Моэм написал большой автобиографический роман "Художественный темперамент Стивена Кэри", но издательство отклонило рукопись. "Бремя страстей человеческих", наверное, нельзя назвать автобиографическим, но некоторые факты и характеры перекочевали из неизданного, а герой сохранил ту же фамилию, хотя и сменил имя. И я поневоле пристально вглядывалась в Филипа, отыскивая в нём мысли, черты, характер автора и боялась найти. Филип Кэри показался мне не слишком приятным молодым человеком.
Главный герой из той неугомонной породы, которая любит грезить, гнаться за мечтой, не слушая доводов рассудка, а добившись желаемого, перегорать, не успевая оценить полученный дар.
Филипу очень сложно выбрать жизненный путь, ему не хватает терпения и смирения. Захотев поехать в Германию, он бросает школу, не доучившись всего лишь один семестр. Устроившись на работу, чувствует, что у него нет призвания к рутинным делам, загорается мечтой о Париже. Вопреки советам и наставлениям дяди, уезжает во Францию. Добился немногого - подражать другим, копируя манеру и перенося на полотно чужой рисунок. А годы идут.
Решил учиться на врача, получить профессию, начать работать... Но похвальное стремление не дало положительных результатов - одолела страсть к девице Милдред, которая всячески раздражала не только меня, как читательницу, но и самого влюблённого: она не была "ни интересной, ни остроумной; все её помыслы были пошлыми; её житейская хитрость отвратительна, ей недоставало доброты, душевности".

Страсти - главная тема романа, не зря же их тяжкое бремя вынесено в название книги.
Главный герой отказался от религии, порочные стремления души не всегда отягчают его совесть (возможно, исключением можно считать желание приблизить смерть дяди), но он терзается ими, они делают его слабым и безвольным. Мне сложно его понять и согласиться с выстраданным заключением: "мудрость в том, чтобы брать от людей хорошее и быть терпимым к дурному". Хотелось бы, чтобы преобладало желание давать хорошее...

Моэм обнажает человеческую сущность, не скрывая низких желаний, гордыни, озлобленности, стыда, но делает это больше для себя, чем для читателя. Он считает, что любой художник творит, чтобы в процессе творчества избавиться от давления материала. "Все свои грехи и безумства, несчастья, выпавшие на его долю, любовь без ответа, физические недостатки, болезни, нужду, разбитые надежды, горести, унижения - все это он волен обратить в материал и преодолеть, написав об этом... Все недоброе, что с ним может случиться, он властен изжить, переплавив в строфу, в песню или в повесть".

Благодарность за предложенную книгу игре Кот в мешке.