Больше рецензий

2 ноября 2018 г. 00:27

3K

2 Дурацкий вопрос

Здравствуйте, проницательные читатели, хотя вряд ли таковые среди вас есть. Зовут меня Николай Гаврилович Чернышевский, я - великий мыслитель, философ, революционер, ученый, писатель и страдалец за народ обеими руками (бурные аплодисменты). Конечно, я несоизмеримо выше царя, ибо царь не дорос до моего уровня интеллекта, а также гораздо лучше господа бога, потому что его нет. Когда-то я смог достать для собственных нужд самомнение и оно с успехом заменило мне все остальное, тем более, что оно у меня единственное.

Я написал величайшее произведение своего времени, а также всех иных времен, "Что делать?", где главный герой женщина, это может показаться странным, но, во-первых, ее мышление мне более понятно, чем мышление мужчины, во-вторых, я такой вот хитрый хмырь и прекрасно понимаю, что подобной своей позой сразу же найду кучу женского сочувствия. Помните, Рета Батлера, который всегда утверждал, что женщины гораздо лучше мужчин?

"Что делать?" вас всех заставляли читать в школе, писать сочинения, пусть вы этого и не делали, но я писал книгу для избранных, поэтому нет ничего удивительного, что нерадивым детишкам просто недостает ума, дабы понять всю масштабность и оригинальность этого великого труда. На самом же деле "Что делать?" до примитивности проста, чтобы еще допустили в школьную программу, от нее прямо-таки несет чем-то детским и сказочным, а дети ее не читают, потому как она невыносимо скучна. Но что еще мог написать такой самовлюбленный чудак, каковым я являюсь, сами посудите.

Формою произведение действительно очень подходит для школьников, но, как я понял, не для уже самостоятельно мыслящих, а для тех, что еще находятся в детском саду. Содержание, определенно, Чернышевскому следовало сделать еще попроще, добавить зайчиков и ежиков, чтобы стать еще ближе целевой аудитории.

В тексте присутствуют сатирические моменты, которые, судя по серьезному лицу, с которым писал автор, находящийся в тот момент под следствием, он сам таковыми не считал. Посудите сами, Вера со своим новым мужем долго философствует, рассусоливая все это на пару объемистых глав, а в конечном итоге оказывается, что это у них такая прелюдия к соитию, предварительные ласки. Извращенцы. Я согласен этот эпизод расценивать как прикол, но в этом случае он перечеркивает вообще весь смысл произведения. Делает его юмористическим.

"Что делать?" по нынешним временам истинно интеллигентский роман, хотя формально прославляет гувернанток, то есть, разночинцев, он заговорно-кухонный и грозно-диванный, для тех, кто навсегда остался в младенческом возрасте, даже если ему уже стукнуло сорок.

Аллегорическая форма, к которой порою обращается автор, а делает он это посредством надоедливых снов своей Веры Павловны, может и хороша, если бы тема самого романа не была до такой степени сказочно-мещанской, а она именно такова, несмотря на всю ту чепуху, что за Чернышевского и при его участии за последние сто пятьдесят лет придумали критики.

Все эти характеристики и поза автора сделали "Что делать?" очень удобным произведение, чтобы терроризировать им бедных детей посредством школьной программы, но для них оно подходит столь же мало, как и для взрослых. Эти нравоучительные и однозначные суждения писателя, как я думаю, напротив, могли лишь дурно влиять на растущие организмы. Помимо всего, идея социального равенства у Чернышевского периодически впадает в иную крайность, доводя повествование до какой-то нездоровой формы самолюбования.

Не будучи дураком, автор решил сам себя подстраховать и пару раз обозвал собственную персону эгоистичной. Как я считаю, это то самое определение, которое вряд ли пугало самого Чернышевского, скорее ему льстило, но, если бы вдруг мне приспичило покопаться в целом рассаднике менее умелых детских комплексов автора, то я бы обратил свой взор в другую область. Например, почему, когда автор пишет о человеческих отношениях, от всех этих его "миленьких" и "родненьких", становится неловко? Почему он вообще олицетворяет себя с женщиной? Не буду продолжать, иначе отзыв выйдет из берегов.

Учитывая тот факт, что подобным ахам и охам посвящена львиная доля "Что делать?", то можно только порадоваться за Чернышевского, который достиг на ниве самоистязания девяносто там какого-то уровня. Его страдания сам разделить не могу, но представляю, как все это ему нравилось. Он просто прыгал от удовольствия, когда все это писал.

Подытожу, оценка со времен школы данного произведения у меня так и не изменилась. И это при том, что Чернышевский - тот человек, который более-менее мне близок и понятен. Тем хуже, собственно. Если детей до сих пор заставляют его читать, то книгу эту следует отлить в бронзе, чтобы стучать ею по головам нерадивых чиновников, ибо пусть сами читают своего Чернышевского.

Вопрос "что делать", кстати, в настоящее время у нас не первостепенный. У нас более в чести "какой счет".

Комментарии


Я не сразу понял причину родительского гомерического хохота, когда я им сообщил, что процесс моего школьного образования дорос до этого шедеврилла.