Больше рецензий

corneille

Эксперт

запойный трагик

31 октября 2018 г. 10:49

3K

4 Спойлер Поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого

В данную книгу вошли две петербургские повести Н. В. Гоголя - <<Невский проспект>> и <Шинель>>.

Начал я с "Невского проспекта", ибо сначала нам задали (да, школьная программа!) именно его. Данное произведение я уже читал (впрочем, как и "Шинель"), так что с удовольствием перечитывал и вспоминал маленькие детали и мысли, которые мелькали во время первого чтения.

Уже с самого начала мы понимаем,что автор очень любит Невский проспект, потому что описывает он его чрезвычайно красочно, и в этом красноречии выражается вся любовь автора к Невскому проспекту.

Ночное время суток. Поручик Пирогов уверенно следует за блондиночкой, а художник под натиском слов поручика робко следует за брюнеткой.

Что же видит наш застенчивый художник Пискарев, зайдя в комнату этого "прелестного существа"? Он лицезреет проституток!

Конечно, это сильный урон по чувствительной натуре художника. Его еще совсем наивная психика не в силах принять эту страшную правду, и поэтому он создает в своей голове другой мир, другую реальность, в которой все чисто и невинно.

Могла ли мечта долго продержаться в голове у художника, когда не то что мысль о правде преследует его, а сама правда есть наяву? Конечно же нет. Реальность разрушила художника в буквальном смысле этого слова.

И если с Пискаревым все так трагично, то с Пироговым дело обстоит, я бы сказал, комично, потому что стоит мне вспомнить приключение поручика, как я не могу сдержать смеха.

Наш самоуверенный Пирогов ни перед чем не остановится. В произведении он достаточно показал свою напористость и неугомонность, чем заслужил

спойлер
жестокие шлепки от пьяных немцев по своей самодовольной заднице.
свернуть

В "Невском проспекте" автор умело переходит от одного настроения к другому, а в "Шинели" царствует полная гнетущая обстановка, даже имя Акакий Акакиевич (так зовут нашего главного героя) перестает смешить, когда читаешь о его судьбе.

Что приходит на ум человеку, когда он слышит словосочетание "маленький человек"? Конечно, данное словочетание человеку, хоть немного разбирающемся в литературе, не может восприниматься в буквальном смысле этого слова.

Многим на ум приходит Акакий Акакиевич Башмачкин (не трогаем Пушкина с его Выриным и Евгением из "Медного всадника") Гоголя. Что же за тип наш Башмачкин?

Он - маленький человек, а маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

Но в данном произведение "маленький человек" все же делает зло

спойлер
после своей смерти, а именно: крадет шинели всех людей без разбору, остановившись лишь тогда, когда достигает желаемого - шинели одного значительного лица, который вовремя не хотел оказать помощь бедному чиновнику.
свернуть

Зачем автор пишет о незначительном человечке, смерть которого не принесла бы никому горя? Да что там, людям все равно, жив Башмачкин или нет; один черт.

Я думаю, что автор тем самым хотел привлечь наше внимание к таким непримечательным людям, как Башмачкин. Ведь они тоже люди, они тоже достойны сожаления, оказания помощи, хоть маленькой ласки...

Нечего и говорить о слоге - он не витиеват, с первых строк понимаешь настроение автора, мысль, что он хочет преподнести читателю.

Представляю вашему вниманию прекрасный рисунок Кардовского к повести "Невский проспект". Думаю, читатель сразу поймет, кто на нем изображен.

картинка Walter-Kovacs

Комментарии


Гоголь любит Невский проспект? Конечно, может и любит, но очень своеобразно:
"О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется... Он лжет во всякое время, этот Невский проспект..."


Я говорил про начало произведения. Там он его действительно любит, а вот в конце...

Какое-то двоякое у Гоголя отношение к Невскому проспекту.


На правах рекламы:
"Невский проспект

Повесть состоит из четырех частей: вступления, двух не связанных между собой сюжетов и заключения. Вступление и заключение составляют взаимоисключающую пару и служат обрамлением для сюжетных историй.

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы!
Антитеза: "О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется... Он лжет во всякое время, этот Невский проспект..."

...и с приличною солидностию изъясняют им, что вывески над магазинами делаются для того, чтобы можно было посредством их узнать, что находится в самых магазинах.
Антитеза: "Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций."

Здесь вы встретите разговаривающих о концерте или о погоде с необыкновенным благородством и чувством собственного достоинства.
Антитеза: "Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой."

Вы их увидите бегущими так же, как молодые коллежские регистраторы, с тем чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы, которой толстые губы и щеки, нащекатуренные румянами, так нравятся многим гуляющим, ...
Антитеза: "Но Боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки!".

Два не связанных между собой сюжета с разными персонажами принадлежат к разным литературным жанрам, заметно отличаются по стилю повествования и имеют разных рассказчиков. Сюжетная линия художника Пискарева - это трагедия увлеченного человека, гибнущего от наркомании. Повествование фрагментарно, по большей части состоит из описания сна и наркотических галлюцинаций персонажа. История знакомства Пискарева с молодой женщиной содержит большое количество ярких эпитетов, идеализирующих прекрасную незнакомку. Язык Пискарева передает переживания героя и сообщает его восторг, восхищение и трепет перед ней. Стиль повествования меняется по ходу действия вместе с Пискаревым. Длинные предложения становятся короче и теряют описательную силу. Опиум убивает Пискарева - его язык беднеет, утрачивает образность, делается сумбурным и спутанным ближе к финалу. …"


Гоголь хорош, но его "ужастики" люблю больше всего)


"Вий"? Не могу больше ничего предположить, не читал его ужастиков. Какие там еще есть?


Страшная месть, Портрет, Майская ночь или Утопленница, Ночь на Ивана Купала, это те что сходу вспоминаются)


О, прочту первые два пока что, спасибо)


Не за что, надеюсь, понравятся)