Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

30 октября 2018 г. 01:18

Лучшее на Лайвлибе

1K

3 "Я вернулся в бар и теперь уже напился по-настоящему" (с)

Одна из самых переоцененных книг в истории литературы!
Книга совершенно не оправдывает собственное название, что уже является вопиющей нелепостью. Во-первых, товарищей больше, чем три. Там действуют еще множество каких-то второстепенных персонажей, которые играют роли в жизни рассказчика ничуть не меньше. Во-вторых, товарищи вообще на вторых ролях, они там совершенно неактуальны.
Формально "товарищей" в самом деле три. Робби (рассказчик), Кестер и Ленц. Им довелось поучаствовать в мировой войне (тогда еще первой и единственной), где они вроде как хлебнули горюшка. Однако внешне на них это не сильно отразилось. Они живут своей жизнью, ведут совместный бизнес, связанный с авто (ну, немцы же, чем еще заниматься-то?). Робби тоже повоевал, причем чуть ли не с малолетства, потому что в 1928 году ему всего 30 лет.
На войне Робби отчаянно страдал.

"В один из первых вечеров моя мать пришла в казарму навестить меня. Ей пришлось прождать ццелый час. Я неправильно уложил ранец и в наказание должен был в свободное время чистить уборную". Мать хотела помочь мне, но ей не разрешили".

Воображаю, каким трагическим тоном нужно читать этот отрывок! Невыносимые, конечно, страдания. И то, что матери не дали почистить солдатский сортир, несомненно, просто беспредел...
Ну, это, конечно, все шутки, на самом деле-то он повоевал и видел "некоторое дерьмо", но что-то не впечатлило. Просто странно, когда смерти товарищей и необходимость чистить туалеты стоят на одном уровне. Ему даже не пришлось чистить унитазы вилкой!

01:33


"Что было потом? Что было в последующие годы? Я отложил карандаш. Не имело смысла вспоминать дальше".

Тут фантазия Ремарка закончилась, и он решил перейти сразу к делу, к попойкам и быдло-диалогам.
Но на самом деле все это совершенно неважно. Главной линией является любовная, а все эти многочисленные "товарищи", какие-то их действия, работа, бизнес, попойки, драки - все это просто фон. Главное, что Робби нашел себе весьма неплохую девушку. После неловкого пикапа, сдобренного враньем, намеками, плоскими шутеечками, она все-таки ему отдается. Впрочем, это было очевидно с первых страниц, где она появилась, сначала не имея имени. Бывают такие сюжетные линии, которые немного предсказуемы. Но я не ожидал, что эта линия займет самое-самое главное место в романчике.
Что можно сказать о Робби и людях, которые его окружают, которые ему симпатичны?
Во-первых, они постоянно пьют. Причем не как алкаши, не до полного бесчувствия, но алкоголь занимает в их жизни первостепенную роль. Почти все они знатоки вин, ромов, грогов, рассуждают об этом с большим знанием дела. Мне как трезвеннику было даже противно. Играет ли алкоголь хоть какую-то роль в сюжете, в раскрытии персонажей, влияет на их действия? Очень слабо. Замени алкоголь на конфеты - ничего не изменится.
Во-вторых, многие персонажи, в том числе и Робби, немного быдловатые. Постоянно употребляют "черт", "проклятье", даже в присутствии женщин, что впрочем только дает парням очков в их глазах. Персонажи мужского пола пытаются изобразить из себя бруталов, готовы полезть в драку - ведь "брат за брата - такое за основу взято". Персонажи довольно правдоподобные, я таких вижу практически каждый день.
В-третьих, многие персонажи обладают очень слабой индивидуальностью. Робби выделяется тем, что от его лица идет рассказ. А вот чем отличаются Кестер от Ленца или от какого-нибудь второстепенного "товарища" Альфонса, или от Юппа? Ну разве что некоторыми черта биографии или возрастом или родом занятий. Но все они выражаются очень похоже, приоритеты имеют схожие. Можно менять их местами - и опять же ничего не изменится, как с заменой алкоголя на сладости.
Черт, но книга называется "Три товарища"?! Где товарищи-то? Почему они такие невзрачные, неинтересные? Я просто начинал уже пролистывать диалоги с ними, потому что их болтовня, их застолья, их взгляды на жизнь не играют вообще никакой роли! Это просто какая-то графомания на ровном месте, я просто не понимаю, как такое можно продвигать в печать!
Роман перенасыщен событиями, которые сами по себе нисколько не важны. Их читаешь и недоумеваешь - почему я на это трачу время? Почему так детально описан процесс продажи автомобиля какому-то скряге? Почему так важно описывать, как Робби подрался с каким-то швейцаром? Или как на него наехал какой-то таксист? Напоминает какой-то ситком, можно смело давать закадровый смех и музыку из "Друзей" на фоне.
Хорошо, "товарищи" никакие, жизнь у них неинтересная, алкоголь тоже не улучшает атмосферу. Но что же у нас там с пресловутой любовной линией?
Главный герой встречает интересную и привлекательную фройляйн, и зовут ее Патриция (Пат). Разумеется, они влюбляются друг в друга. Причем чем обаял ее Робби - решительно непонятно. Впрочем, так бывает в жизни. Она прощает ему его любовь к алкоголю и даже умиляется тому, что он срывает для нее цветы в общественных местах. Дарить девушке ворованные цветы - почти что моральное дно, но Патрицию даже эта черта ее любовника восхищает. Ну а что, сорвать цветы в парке и не быть пойманным - это же тоже жертва!
Однако скучнейшей (для читателя) идиллии приходит конец, когда выясняется, что девушка давно уже больна туберкулезом. И тут-то начинается главная проблема книги.
Робби почему-то воспринимает эту беду не вполне адекватно. Разумеется, он начинает осознавать, что счастливой жизни пришел конец, но старается отгонять эту мысль. Доктор ему говорит, что дело в общем-то дрянь, но какая-то надежда есть. Однако Робби плюет на это и старается забыться с "товарищами" и любимой.
Потом доктор уже сам проявляет инициативу (потому что переживает) и вызывает Робби к себе. Он заявляет, что надо Патрицию отправить в санаторий, иначе дело окончится и летальным исходом. И тут Роберт показывает просто запредельную степень своего паскудства:

"- Будет лдучше, чтобы она осталась.
...- А понимаете ли вы, к чему это неминуемо приведет?...
- Да, - сказал я. - Это приведет к тому, что она умрет, но не в одиночестве"

Доктор охреневает от такого пессимистично тупорылого молодого человека и приводит убойный довод, что стоит бороться за жизнь, чего бы это не стоило. Робби включает обидку и думает, что врачи его обманывают. Но даже тут он не может сохранить последовательность и все же отправляет свою ненаглядную в санаторий, чтобы она при хорошей погоде пошла на поправку.
Пока девушка отдыхала, произошла трагедия - какие-то дегенераты подстрелили кого-то из двух "товарищей" главного героя. Но... я даже не могу вспомнить, кого, Кестера или Ленца, поскольку друг от друга они отличались не больше, чем два рулона туалетной бумаги от разных производителей. Ремарк пытался дать нам немного грустняшки, но не вышло. Я просто пожал плечами и стал пролистывать уже к развязке с девушкой, предчувствуя, что дно еще не пробито до конца.
Робби долго держался, но наконец не выдержал. Узнал, что Пат поплохело там, и решил, что врачи его окончательно дурят. Нет в общем-то надежды, и в самом деле, какая разница, где она умрет? Поехал туда с "товарищем" и забрал ее к себе домой.
Конечно, конец немного предсказуем, ей стало совсем паршиво. Пришлось отвезти ее в больнице, где она умирала, да еще и в мучениях. Все это время Робби изображал "трогательную заботу", и Пат была ему благодарна, потом еще были слезливые диалоги, их мечты, как бы они там хотели завести ребенка, жить вместе, сожаления о несбывшихся планах. Ну, и она умерла.
И все, книга на этом заканчивается! Даже эпилога никакого не было, какого-то итога.
Вся суть этой книги в нескольких словах. Главный герой встречается с девушкой, в остальное время пьет и развлекается с дружками, потом девушка умирает. Занавес.
Я не пойму, на хрена я это прочел вообще? В чем здесь вообще глубинный смысл? Что хотел сказать автор?
Я могу предположить, что Ремарк пытался на примере Робби показать что-то вроде, во что превратилась Германия, какими люди стали убогими и жалкими. Но вышло неубедительно, ведь в большинстве случаев Ремарк акцентирует внимание на том, что три "товарища" в общем-то неплохие люди. Ну да, странноватые, быдловатые, но зато весело шутят, приходят на помощь, порой выносят верные суждения.
И Робби тоже в общем-то хороший парень. Но он почему-то взял и обделался в конце, очень жидко обделался, по сути запоров выздоровление своей девушки, из-за своего эгоизма и слабоволия.
Если книга имела какой-то острый социальный подтекст, это не сработало. Нельзя из сумбурных эпизодов написать картину эпохи.
Однако книга считается чуть ли не классикой, Ремарка постоянно цитируют, что удивительно, поскольку язык книги прост и примитивен и на 70 процентов состоит из диалогов. А остальное описывается довольно простыми предложениями вроде "Мы собрались, выпили", "он дал мне в морду, а я ему", "у нее было красивое платье".
Интересно, какие же гениальные цитаты выписали местные пользователи?

Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов.

Это так слащаво, что даже... плохо.

Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть.

Жуть какая.

Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой

Ну, в общем, все когда-то оставались одни. Ремарк хочет сказать, что это большая редкость?
Цитаты переполнены банальными истинами, слащавыми посылами, взаимоисключающими параграфами.
Не советую читать никому, кто, как и я, переживает, когда в книге нет прочного стержня и внятной идеи, когда содержание подменяется формой.

Комментарии


Браво!Как с языка у меня сняли. Почему это одна из лучших книг 20 столетия, я так и не понял. Всё как Вы описали, мы пили, пили, пили, дрались, Пат заболела и умерла. Книга для прочтения в сортире.


Во-первых, товарищей больше, чем три.

Соображать удобнее "на троих".