Больше рецензий

27 октября 2018 г. 17:21

2K

5 Переворачивает представление о мире

Я больше не верю — и никогда, значит, глубоко не верил — в войну, смерти, победы, поражения, людей... Я верю в изящество и уродство. Звонкость дамасской стали или слизь человеческой бесполезности. В сияющую чистоту клинка или грязь в словах, делах, мыслях — всём, что бы ни делало крошечное завистливое убожество.
И я верю в действия.


Если есть книга, которая переворачивает мнение обо всём: о жизни, о войне, о людях — это она. Книга короткая и первый раз я её читала в таком судорожном желании: А что же дальше? А дальше? — в итоге прочла за несколько часов. Мне интересно было всё: язык, живость книги, есть в ней некая изюминка: читатель не видит писателя, не чувствует, что это текст, который писался, редактировался, украшался эпитетами и сюжетными поворотами. Нет. Это хроника. Хроника реальности 1940-ых.
После последних строчек я сидела минут 20 и переваривала всё, что со мной произошло... Рецензия будет длинной, так как книга открыла мне очень многое, просьба всех пристегнуть ремни и читать внимательно.

С автором этой вселенной знакома по книге "Викторианский роман о несчастной Эмилии". Весь цикл книг посвящён жизни одного героя — Франца и в "Викторианском романе" ему 9 лет. Но теперь я ненароком перескочила на почти 20 лет вперёд) Юный вундеркинд из "демонёнка" с горящими глазами и неординарным поведением стал... офицером СС. Меня это поразило. Как? Почему? Как такое могло произойти? Уже хотела вернуться на несколько книг назад, но, говорю же, меня как затянуло.

С самой первой сцены мои стереотипы начали рушиться.

Я никогда не думала, что война — это настолько про деньги. После книги мне показалось, что меня вытащили из моего маленького мещанского мирка и показали войну со стороны тех, кто её ведёт. Это сделки по разделению территорий, мир, в котором каждый хочет заполучить больше власти, влияния, что немцы, что русские, что арабы или американцы. И все просто используют для этого разные способы по управлению массами. В начале 20 века — это была преимущественно война. Сегодня преимущественно управление "массовым бессознательным".
И всегда агитация: насколько народ воспринимает тебя как "спасителя освободителя" или "убийцу разрушителя" (при одинаковых действиях — убийствах, захвате власти) зависит лишь от того, насколько проработана твоя пиар-кампания.

В начале евреям давался выбор — менять национальность или нет. Казалось бы, это распространенный факт. Об этом говорят, но как-то вскользь, и только читая эту книгу, я поймала себя на идиотичном стереотипе: Гитлер пришёл к власти и сразу истребил десятки тысяч евреев, врываясь лично к ним в дома ночью. Я даже не представляла себе, что это годы. Годы, за которые люди могли сделать со своей жизнью... да что угодно, уехать, поменять национальность, пойти на службу, на работу. И я не поддерживаю гитлеровские методы НИСКОЛЬКО. Это ужасно, когда против твоей национальности стоит официальная власть, но "Записки фотографа" заставили меня сделать очень важное открытие: ещё более ужасно в такой момент начать страдать и жалеть себя "ах бедные мы, бедная моя семья, как всё несправедливо" вместо ДЕЙСТВИЙ! Именно это произошло с героем книги — Эмилем — в прошлом ведущим кардиологом Польши, ныне заключённым концлагеря. Когда "буря" только зарождалась, он видел, что кого-то из его соседей, знакомых арестовывают, лишают имущества, но при этом НИЧЕГО не предпринимал, чтобы уберечь себя и свою семью. Он все ланчи/перекуры проводил в жалобах с коллегами "что творится в стране, как несправедлива власть!". Пойми меня правильно, читатель. Это не вопрос, кто тут прав, а кто виноват. Это вопрос того, что лично я бы делала на месте Эмиля. И я с ужасом осознала, что всё то же. И я бы тоже ругала власть, страну, людей. Да, власть может быть ужасна, но ты же у себя есть! Делай же хоть что-то, чтоб себя уберечь! Это твой собственный выбор сесть, сложить ручки в жалости к себе и убеждать себя, что ты-то ничего и не мог.

И вот Эмиль сидит уже после ареста в каморке гестапо, получает бумажки о своей семье "ликвидированы", и его спрашивают "Почему национальность не сменили?", он в сердцах-в сердцах восклицает "Да кто бы мне сказал!", на что ответ был "А своя голова на что?". И вы просто представьте состояние Эмиля. Он только тогда осознал, что кровь его родных на его руках, не правительства, не Гитлера, а на руках Эмиля, потому что нужно было предпринимать шаги, а не сидеть остолопом и ждать пинка от жизни.

Я не осуждаю Эмиля, потому что сама поступила бы так же. Я бы сдалась, как Эмиль, там, где сдаваться нельзя! Где нельзя впадать в нытье и осуждение, а надо включаться в жизнь и действовать. И я благодарна автору за то, что он дал мне возможность это понять. Кто из классиков говорил: настоящая литература — это та, что делает тебя сильнее.

И вот в таком мире, в котором уже 10 000 лет люди воюют друг с другом, где люди глупы и жестоки, где сталкиваются интересы тех, кто власть имеет, а люди предстают лишь их пешками, в таком мире возможно ли счастье? Для меня эта книга именно об этом вопросе. Как тогда жить (если жить, а не закрывать на всё глаза)?

И автор дает нам ответ — возможно счастье. Смотрите в людей. Не судите их по странам/расам/национальности/вере, смотрите в СУТЬ человека. Смотреть на ЛИЧНО ЕГО действия. Эмиль во Франце рассмотрел того, кем он являлся. Он не озирался на чин, погоны, национальность и т.д. Эмиль смог выжить и стать счастливым (а не повторил мелкую, желчную судьбу Яна) потому что мог видеть людей, а не сборище стереотипов, потому что включал голову, а не жил роботом.

И тут рухнул еще один мой стереотип: Меня удивило, что Франц, будучи высокопоставленным офицером сс, не разделяет взгляды со своим руководством. Он против национал социализма и на словах, и на деле — даже не является членом правящей партии. Так понимаешь, что не все чиновники и военные при нацистском режиме были нацистами. Не все думали одинаково! Скажите — вот уж открытие? Да! Открытие. Потому что одно, когда ты твердишь это себе формулировками, другое — когда ощущаешь на жизнях живых людей. И роман-то совсем не о Рейхе. Он о том, как при неправильной системе, при системе, которую не поддерживаешь, добиваться своего. Как Франц. Не быть страдальцем-терпелкой, а использовать систему, что ужасна, во благо. И это знание — безвременно. На мой взгляд, оно даже куда необходимее сейчас, чем тогда.

Я однозначно всем советую книгу, как и знакомство с творчеством её автора. Это просто must read каждому человеку, кто хочет мыслить шире своего привычного мира.

Комментарии


Я тоже сейчас читаю фотографа! Этот молодой человек, главный герой, вообще не вписывается ни в одни рамки: ни системы, ни привычных взглядов. И не вписывается ну оооочень очаровательно) Вспоминается сцена, где он принимает работы фотографа Яна. Ян заходит к нему в кабинет (его строго проводит охранник, тщательно осматривают, кабинет, документы, все чинно и официально), а там Франц, который сидит на "Чучвырлике" - мягкой игрушке, которую он хотел подарить своей дочери, но она так ему понравилась, что он оставил себе.
И в конце просмотра работ он может так с лёгкостью спросить Яна:

"ФРАНЦ: Вам нравится мой чучвырлик?

?

ФРАНЦ: Ну, игрушка вам нравится?

ЯН: Да, фюрер.

ФРАНЦ: И всё вы врете. А зря, если б вам нравился чучвырлик, это означало бы, что вы еще не совсем потерянный человек. С такой мордой, как можно не нравиться? Хорошего дня."


Ах, Франц дочери выслал такого же чучвырлика! А то суперзлодеем вы его прямо — «хотел отправить дочери, но решил оставить себе»)))


И вот Эмиль сидит уже после ареста в каморке гестапо, получает бумажки о своей семье "ликвидированы", и его спрашивают "Почему национальность не сменили?", он в сердцах-в сердцах восклицает "Да кто бы мне сказал!", на что ответ был "А своя голова на что?". И вы просто представьте состояние Эмиля. Он только тогда осознал, что кровь его родных на его руках, не правительства, не Гитлера, а на руках Эмиля, потому что нужно было предпринимать шаги, а не сидеть остолопом и ждать пинка от жизни.

Извините, но не охуели ли вы? Равно как и автор. Почему бы ему свое поучительное послание не вставить в самостоятельную мотивирующую книжку "Уроки жизни от аспадина Вертфоллена: как не сидеть на жопе ровно и заработать денег на лайвлиб-ботов"? Почему надо топтаться на пепле Второй мировой и её жертв? Гитлер уже не виноват, вообще охуеть. Может, его ещё спровоцировали?