Больше рецензий

26 октября 2018 г. 20:16

620

5

Жан-Батист Дель Амо справедливо носит титул гения современной французской литературы. За 7 лет творческой жизни Дель Амо написал сборник новелл и три романа. Выход каждого произведения из-под руки француза сопровождался овациями критики и парой престижных литературных премий Франции, которых к 37 годам у Дель Амо уже насчитывается 7(в том числе премия Гонкура за дебютный роман «Воспитание либертина» 2009 г.). Но несмотря на теплый прием критики, второй роман писателя «Соль»(2010 г.) стал его единственным произведением, не отмеченным ни одной литературной премией.
В «Соли» автор дает свою интерпретацию «мысли семейной» - в основу кладет историю семьи в маленьком портовом городке, но их образы и проблемы настолько глобальны, что Франция растворяется, есть только семья и ее история, в отрывках которой каждый, независимо от национальности, пола и возраста, сможет найти своё отражение. Завязка и одновременно некий лейтмотив романа – это ужин овдовевшей матери со своими взрослыми и отдалившимися детьми. Все стандартно – дети не понимают мать и ее затей, видят в ее действиях только попытки оправдать умершего мужа – тирана, по их мнению, сурового и флегматичного моряка, к водной стихии относившегося с большей теплотой, чем к своим близким. Дель Амо интересно играет со временем в романе: на протяжении 285 страниц вроде идет один день, но благодаря вставным воспоминаниям героев на страницах разворачиваются целые десятилетия из их жизни. Поэтому читатель видит, как скрюченные артритом пальцы когда-то обнимали мужа и держали за руку маленького сына; как жаркий огонек любви постепенно угасает, и места любви становятся местами разлуки; как за показной идеальной жизнью скрывается болезненное одиночество и обида недолюбленной дочери; как трепетная преданность маминого сыночка становится презрением. Главной загадкой истории этой семьи является ее отец - Арман. Все его дети, кроме одного, помнят отца как тирана и считают, что кроме любви к морю, он не дал им ничего. Но Дель Амо показывает детство Армана, его взаимоотношения с отцом и травматичный для ребенка побег из фашисткой Италии, и читатель понимает, что Арман, как и его дети, старался избежать ошибок родителей, но получилось ли у него это? К тому же человеческая память иногда играет злую шутку с человеком, «так уж повелось, живые искажают память о мертвых, никогда они не бывают дальше истины». И в этом вся соль жизни.
Несмотря на удобный формат, это не та книга, которую стоит читать в метро или на ходу. «Соль» - отличный пример психологической прозы, в которой развитие сюжета не так важно, как мысли героев, многочисленные детали и реплики в сторону, которые часто могут упускаться в шумных вагонах. Но без этих деталей понимание романа может исказиться или быть неполным. К тому же, несмотря на легкий стиль написания и вроде бы незамысловатую тематику, роман может оказаться сложным для восприятия как раз из-за глубокого психологизма и затрагивания как «вечных» тем – жизни, любви, смерти, так и злободневных, в том числе тем СПИДа и гомосексуализма, очень волнующих Жана-Батиста Дель Амо. В целом, если вы любите литературу, заставляющую задуматься и по-другому взглянуть на привычные темы или проблемы, «Соль» однозначно стоит вашего внимания.