Больше рецензий

26 октября 2018 г. 14:58

690

4 ''Человек без свободы выбора - это не человек.''

Жесткий извращенный андеграунд в копилке Берджесса, по которому психоделичным безумцем Кубриком был снят одноименный фильм - вычурный, скандальный, вызывающий, но ставший классикой своего времени, актуальной и по сей день.
Главный герой - помешанный на сексе, разбое, вандализме и насилии подросток Алекс, которому, как ни абсурдно это звучит, свойственно здравомыслие и чувство прекрасного (страстная любовь к классической музыке, в особенности к Бетховену). Кроме того, он обожает модную одежду, не терпит подлость и предательство и испытывает отвращение к свинским манерам в поведении.
Хотелось бы отметить оригинальность авторской идеи и стиль повествования, который, как нельзя лучше, подчеркивает характер Алекса. И даже обилие русскоязычных слов, написанных латиницей, и постоянно повторяющиеся бранно-неэтичные словечки органично вплетаются в сюжетно-описательную канву произведения.
Чем же руководствуется главный герой, совершая свои преступления? Жажда остроты ощущений, которые по силе приравниваются к мощному оргазменному спазму, или это подростковый бунт против государственной системы, вызов прогнивающему обществу? А может, результат внутренней ломки несформировавшегося детского сознания, выплеск наружу энергетической лавины из амбиций, мести и злобы? Подобные вопросы невольно задаешь себе во время прочтения книги.
картинка Innochek_Lagun
От n-ого числа читателей, бравшихся за ''Заводной апельсин'', я слышала различные высказывания в духе: ''Это самое тошнотворное чтиво в моей жизни!'' Или:''Я закрыла книгу сразу же после сцены издевательств над стариком, не могу читать подобное'', ''Меня убило, что автор оправдывает эту тварь в конце произведения!'' Что ж, негативное мнение - тоже мнение, значит, книга выполнила свою миссию - задела за живое и не оставила равнодушным. Да, убийца. Да, аморальный тип, у которого за душой практически нет ничего святого. Но ведь Берджесс не восхваляет образ дьявольского отродья. Человек без воли и права выбора - уже не человек, будь он хоть святой или убийца. И даже добродетель, существующая ценой таких жертв - уже не добродетель, а жалкий механический продукт эгоистичной государственной машины, именуемый ''заводным апельсином''.

Что нужно Господу? Нужно ли ему добро или выбор добра? Быть может, человек, выбравший зло, в чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?