Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 октября 2018 г. 22:38

895

3.5

В неофитстве своем, больше 20 лет назад, я прочла эту книгу в первом еще издании, где не было жизнеописания м. Ардалионы, и очень она меня впечатлила, потом я ее перечитывала. Эта книга мне всегда казалась одним из самых внятных описаний православного пути и христианского идеала, в силу чего решила в этом году, на волне переоценки ценностей, еще раз перечитать ее, и что же увидела?

Да, очень симпатичный образ человека, м. Арсения прожила жизнь по-христиански и даже вроде бы достигала неких просветленных состояний, любила людей, миловала ближних и все такое. Но штука в том, что она изначально была такой, с детства, устремленной к духовному, не удовлетворенной обычной мирской жизнью и пр. (ну, там еще семейное влияние было отчасти, строгий отец, христианское воспитание). Т.е. она не христианством этого достигла на самом-то деле. Была бы она изначально не так воспитана, не так расположена, ничем бы ей особо христианство не помогло, скорее всего.

А с др. стороны... На что человек потратил жизнь? Подвиги все эти, аскеза, молитвы, службы, постройка храма, игуменство, чтение духовных книг, паломничества, рытье пещер по ночам... Да, какие-то там ей духовные понятия открывались, а в то же время - умер ее отец, она вся исскорбелась, умерла сестра, брат - опять та же скорбь до болезни, и это уже в конце жизни, все уже старые были, в гроб смотрели. Как может супердуховный христианин таким образом реагировать на чью-то смерть? Он же весь устремлен, вроде как, в царствие Божие, надеется на воскресение итп. Или, например, в конце ее жизни, война была, м. Арсения следила за политикой, и взятие Порт-Артура, это на нее такое впечатление произвело, что, по ее же словам, отняло у нее несколько лет жизни (!). Это разве духовное отношение к земной жизни? Ну, не знаю...

Я ее нисколько не осуждаю, по человечеству это все вполне понятно. Но что же, ради этого стоило убивать себя аскезой и монастырской жизнью до горячек и болезней? Она признается в одном письме, что одно время даже чуть с ума не сошла от монашеской жизни, настолько было тяжело, плохо и депрессивно. Потом, видимо, притерпелась...

У нее апология церковной жизни и всего, что установлено: мол, она с юности искала Бога и была готова даже и христианство оставить, а к концу жизни понимает, что всё до последней буквы в церковных уставах спасительно и прекрасно. - Духовность ли это? Скорее, просто сжитие с той системой, в которой она существовала, психологически это было неизбежно. Своего рода стокгольмский синдром. Особенно еще с таким жестким духовным руководством, как у м. Ардалионы. Забавно, что для нее "спасительным церковным установлением" было, например, причащаться 4 раза в год. Что бы она сказала, если б знала, какое на самом деле на сей счет церковное установление? ))

Говорят, кто нашел царство Божие внутри себя, тому уже не страшно ничего из того, что происходит вокруг: "Если и небо столкнется с землей, и тогда не отлучится дух мой от памяти Божией." Но при этом твердят, что такое состояние - достояние совершенных, а остальные должны плакать, бояться и умолять. Вот и в "Игуменьи Арсении" все то же самое: чистота сердца - достояние совершенных, мы не должны дерзать о ней рассуждать, не ищи высоких состояний, Бог познаётся в тотальной немощи, ты бессилен и никуда не годен, только когда ты познаешь свою полную немощь и негодность, ощутишь помощь Божию, "страх сотрясает душу до глубины", а покой только в смирении и осознании собственной негодности итп, итп. Все это очень мило, но после прочтения нескольких книг по психологии как-то уже совсем не так воспринимается )( Есть ли вообще что-нибудь духовное во всех тех состояниях, которые обычно считаются духовными, вот в чем вопрос. Потратить жизнь на "познание собственной немощи" - кого это может вдохновить? Даже не знаю.

Великая радость была у м. Арсении в жизни - при чтении духовных книг уяснять себе какие-то понятия… которые все равно никому из сестер она не могла передать, т.к. в основном ее монахини были не так образованы и воспитаны, чтобы понимать ее душевную жизнь. Ну да, она понимала людей, любила ближних, но сказать, что это было обожение, как оно описывается у отцов? - Не знаю.

А ее руководительница м. Ардалиона - тоже еще та у нее жизнь была. Все время ее называют старица, старица, а на поверку, когда она умерла (будучи уже немощной развалиной, не в силах даже ходить), то ей было… 48 лет! Вот тебе и старица, вот тебе и монашеская жизнь животворящая. Закономерно, впрочем: м. Арсения чуть с ума не сошла на послушаниях, а м. Рипсимия, одна из учениц оной Ардалионы, как в книге с восхищением сообщается, подвизаясь в послушании, перенесла несколько десятков горячек, "чтобы не отпасть от слова матушки". - И это подается как что-то достойное восхищения! Как люди издевались над собой, удивительно. И зачем?.. Ну да, м. Ардалиона достигла в итоге просветленных состояний, по крайней мере, если верить тому, что написано в ее жизнеописании – кстати, очень похоже восточное состояние единства в духе адвайты-веданты. Т.е. там описание с ее слов этого состояния параллельно описанию просветления у адептов восточных религий и подобных им практик. Только там у них Брахман, или То, или Единое, или Бытие, или Присутствие, а здесь - Христос. Больше разницы никакой. Но какой ценой далось ей это достижение, о Боже...

Но вот я подумала: хотела бы я так вот провести свою жизнь, чтобы придти к такому же итогу? - Нет не хотела бы. Чтобы так относиться к ближним, как м. Арсения, не обязательно убивать себя об стену. А все остальное это просто следование церковной системе, и ни из чего не следует, что без этой системы данный конкретный человек не был бы таким же добрым, любящим и способным к духовным понятиям. - И это не Иоанн Кронштадский, который кошек пинал или до конца жизни умудрялся, при всей своей хваленой духовности, молиться о смерти неугодных ему людей. Если уж кого считать действительно святым, как святость понимается в идеале, то м. Арсению. Когда-то она для меня была идеалом. А теперь я поняла, что подражать всему этому мне не хочется. Вот и получается, что христианство никаких примеров, которым бы хотелось подражать, не дает в принципе. И это даже среди более менее нормальных и человечных святых. Не говоря уж о ненормальных...