Больше рецензий

22 октября 2018 г. 11:32

285

Рецензия на книгу Андрея Филимонова « Рецепты сотворения мира»
Книга Андрея Филимонова « Рецепты сотворения мира»-непростая история,оставленная на каждом из нас кровавым ХХ веком. Молодая и романтичная Галя Орлова, филологическая барышня из Иванова, крутит романы с перспективным поэтом (в нем читатель узнает слегка загримированного Константина Симонова) и со стройным французским летчиком из эскадрильи «Нормандия-Неман», но замуж в итоге выходит за летчика русского — Диму Филимонова. Галя и Дима уезжают в Сибирь, в Томск, где Дима получает работу. Пара собирает библиотеку, строит советское благополучие, их пытается вербовать КГБ, они растят сына и внука Андрюшу, а под конец жизни Гале даже доводится увидеть своими глазами Париж и на жалкие валютные гроши купить там книжечку запрещенного в СССР маркиза де Сада.
Эту нехитрую и предположительно почти подлинную историю своей семьи Филимонов со всех сторон обвешивает разного рода украшениями вроде вставной новеллы, в которой объевшаяся ненароком мухоморов Галя гуляет в Нескучном саду с призраком товарища Берии, или трагикомической истории Галиного дяди, за строптивый нрав убитого чекистами прямо в Большом театре. «Рецепты сотворения мира» — это очередная авторская экскурсия по отечественной истории последнего столетия.
Читатель, которому знаком литературный прием, согласно которому на персонажей влияет что-то произошедшее в прошлом или это прошлое оказывается пророческим, ждет, что история Гали и Димы, рожденных в 1920-е, полюбивших друг друга в 1940-е, постепенно сложится в художественный роман. Филимонов пишет книгу, которую просто интересно читать, из которой хочется зачитывать вслух отрывки, наслаждаясь оригинальными сравнениями. Тем не менее это очень обаятельное чтение, в котором есть нотки скептицизма и сарказма, знакомые по предыдущему роману: «Куда они (прохожие. — Д. О.) в этой спешке несут эти лица? Наверное, в утильсырье, сдавать на вес, по три копейки за килограмм».
Писатель осознанно выбирает в качестве героев представителей поколения, чья жизнь насыщена такими незаурядными событиями, что и придумывать ничего не надо. Одно из них война. Правда, для Гали и Димы она такой же обычный этап жизни, как, например, студенческие годы. Значение имеет только невозможность быть вместе — надо бомбить фашистов где-то на краю земли, а хочется просто обнять Галю. Бабушкины письма на фронт приводят рассказчика к мысли, что война — сгусток нереализованных желаний. Можно увидеть невооруженным глазом, как противна всему существу писателя советская реальность. В его тексте нет места даже ностальгии, которая так свойственна другим современным писателям, обращающимся ко времени, когда мороженое было вкуснее. Для Филимонова это время абсурдной жестокости: тут безнаказанно убивают после перепалки в очереди в театральный гардероб, заставляют приседать по ночам наследников обеспеченных граждан, чтобы те сдали места хранения «сокровищ» (и не важно, что их не существует в природе), и арестовывают за фотографии в студенческих тужурках, слишком похожих на офицерские мундиры.
Мне кажется, этот роман должен быть интересен профессиональным историкам с точки зрения метода: когда история страны конструируется через историю семьи. Сегодня у нас нет единой, всех устраивающей и по-настоящему общей отечественной истории. Какой истории учат детей сегодня – вообще сложно представить, и получается, что прадед, дед, отец и внук в одной семье могут иметь совершенно разное представление о своей стране. Хотя история семьи как раз непрерывна.