Больше рецензий

cat_in_black

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 октября 2018 г. 13:29

2K

3 Бессмысленность и беспощадность.

Для чего нужны идеологии? Забыть о жизни, смерти, еде и физическом дискомфорте. Для идеологически направленных людей пирамида Маслоу перевернулась остриём вниз, модифицируясь в стрелку направления – смотри, а дальше только туда, под землю, стремительно и с ускорением свободного падения. Нет? Не хочешь, ну тогда пытайся выжить, авось растянешь игру в кошки-мышки для своих оппонентов. Капкан рано или поздно захлопнется, а в конце, где-то в углу клетки, может быть, придет мысль, что все было напрасно. Возможно, совсем бессмысленно, потому как идеала не существует, а высшей идеологии правления государства быть не может априори.

Существует много кодексов, помимо уголовного, и наступает день, когда ты создаешь свой собственный – он может быть очень простым, а может быть и сложным, - и всю жизнь потом ты будешь зависеть от этого кодекса, следовать ему или плевать на него, но он всегда будет присутствовать в твоей жизни, незримый как призрак, но как реально существующий призрак, который всегда с тобой

У каждого человека свое восприятие мира. Мы все по-разному смотрим на солнечный свет, а затем на ночную тьму. Кому, что нравится, кто к чему привык. Так и люди живут, согласно своему кодексу, не осознавая, а порой действуя совершенно на уровне рефлексов. Где спокойно, уютно и безопасно – можно остаться, а где страх, боль и опасность – бежать, ломая преграды туда, где можно выдохнуть комок недопонимания. Хесус Галиндес Суарес – кто он? Забегая вперед скажу – так и не узнаете. Не вы, ни кто другой. О жизни этого человека сложилось двоякое впечатление, а правду скорее всего знали те, кого уже нет. Да и зачем нам эта правда? Она не приносит ничего, кроме возможности погасить угольки интереса по определенной тематике. Образ тиранов всегда вызывает больший интерес, их характерность и мотивация – сила или трусость выражается в беспощадном единоличном контроле. Галиндес – профессиональный борец с тиранией. Характер его сложный, как и у тех, с кем он вошел в конфронтацию. Жить просто - не для него, бороться против Франко, жить в эмиграции, затем обличать режим Трухильо, финал жизни предсказуем, вопрос только кем и когда будет поставлена подпись под смертным приговором. Идеологическое самоубийство, растянутое во времени. Образ героического Данко, с собственным сердцем в руках, пожертвовавший собой ради народа – близок гордому и независимому баску. По общему развитию жизненных правил, политика и романтизм далеки друг от друга, как непересекающиеся прямые. Либо ты как вода принимаешь форму любого предмета и окрашиваешься в цвет режима, либо признаешь факт конечности своей борьбы, возможно не естественным итогом. Белое или черное, так просто, но…

Херман Арсиньегас любил иногда пофилософствовать относительно двойной морали и полагал, что она – неизбежный спутник демократии. Пытаться насадить единую мораль способны лишь тоталитарные режимы, хотя это им никогда не удается. Демократия должна быть готова насаждать двойную мораль, иначе она погибнет из-за своей наивности и неспособности себя защитить.

Вот кто бы знал, что ужаснее. Выбора-то по факту нет и не может быть, относительно человеческого разума. Только аналитика, явные плюсы и по минимуму минусов, и собственное право запихнуть в себя, что не нравится, а затем смириться с неизбежным.

Обидно, но почти 500 страниц не дадут нам ответа, кто же такой Галиндес и чем он отличается от всех нас. Да, в мире мало лидеров, единицы доходят до вершины власти, сжимая в руках поводки режима, большинство потенциальных будут раздавлены в самом начале, как заведомые конкуренты. Но, по историческому опыту народов, чего-то такого, что устраивало бы и правителя и его страну, практически не существует. А что же Галиндес?

Галиндес? Он был на начальном этапе. Теоретизировал, облачал свой национализм в поэтические одежды, но если бы ему удалось водрузить свой национализм в Стране Басков, все бы кончилось точно так же: разговоры о расе, парады, гимны и толпы, вытаптывающие и гадящие на газоны.

Книга о страданиях, о бессмысленных жертвах, об историческом заблуждении и политической грязи. Никто не думает о стране, как бы не была идеология завернута в красивую упаковку, рядом с властью всегда будет жестокость борьбы, бессмысленность допросов и страх, даже аккумулированный в образе одного человека – борца или неправильно выбравшего тему работы ученого. Поиск врагов не прекращается никогда, как в животном мире бесконечна борьба за еду, выживаемость потомства и безопасность. Перевернем эту пирамиду обратно, законы жизни одинаковы для всех.

А что же автор? Мануэль Васкес Монтальбан – испанец, борец с режимом Франко. Не о себе ли он пишет, совмещая образы воедино:

Он был типичным испанцем: человеком, который двадцать три часа в сутки может быть жестоким, а потом час рисковать жизнью из-за птицы, какого-то подобия идеи или призыва.

Вполне возможно, загадка исчезновения Галиндеса предсказуема из-за характеров испанцев, их внезапность порывов и любви к гипотетической свободе. Национализм сидит внутри каждого народа, самое главное, чтоб он не обретал разрушающих масштабов, ломающих судьбы во имя идеологического заблуждения.

Стилистика книги сложна. Сюжет живет своей жизнью, относительно описаний, исторических справок или даже образов персонажей. Бессмысленность мотивов и жестокости и, соответственно, вопросов остается больше, чем ответов. А образ героини, ищущий ответ на загадку жизни и смерти Галиндеса, не понятен и блекл. Каков мотив? Почему? Чем обусловлена одержимость? Даже двуликий Янус спецслужб выглядит не убедительно – отсутствие профессионализма и бессмысленность действий. Секрет ради секрета, где смерть без приговора, неправильный выбор темы для исследований. Или я все как всегда не так поняла?

Книга прочитана в рамках игры Долгая Прогулка октябрь 2018.