Больше рецензий

19 октября 2018 г. 16:40

1K

4 Холодные ветры безумия и горячая кровь страсти

«Я Дина. Я река, вышедшая из берегов. Во мне дуют холодные ветры безумия, во мне течёт горячая кровь страсти, со мной ходят мои мёртвые. Я, Дина Грёнэльв, живу с ними, некоторым из которых принесла благо избавления от тяжести земной жизни.
Отсчёт ведёт моя мать, Ертрюд, чей крик крошит воздух на зеркальные осколки, в каждом из которых отражается бесконечность её любви.»

История своевольной Дины, чужой в своём доме дикарки, любящей спать в конюшне или сидеть высоко на дереве. Как только ей исполняется 16 лет, её отдают замуж за друга отца. Описано постепенное взросление Дины, которая, хотя и остаётся белой вороной среди соотечественниц (разговаривает с призраками-мертвецами, ночи напролёт сидит в беседке, курит трубку, ходит на охоту на медведя, играет на виолончели), становится суровой и беспощадной полноправной хозяйкой большой усадьбы. Она всегда слушает только своё сердце и делает, что хочет, невзирая на мнение и чувства окружающих.

Не знаю, кто поставил этой книге 12+, там явно все 18+: у главной героини, в принципе, из описанных в книге мужчин лишь с одним не случилось постельной сцены, но всё к тому шло...

Интересно было читать про норвежский суровый быт, национальную кухню, обычаи.

Удивили некоторые метафоричные сравнения у автора. Вот, например, как описывается первое впечатление будущего мужа Дины от её игры на виолончели: "Голова Иакова вдруг превратилась в гнездо ласточки, в котором музыка перебила все яйца. Желток и белок текли у него по щекам и шее. Он невольно опустил голову и погасил сигару...Иаков был струнами под её пальцами. Смычком в её мягкой, сильной руке. Дыханием, поднимавшийся и опускавшим её грудь."

Наверное, зря я взяла эту книгу сразу после чтения новинки Д.Рубиной. Это всё равно что после Гоголя или Л.Толстого почитать азбуку с вечной фразой "мама мыла раму". Не ждите от "Книги Дины" наслаждения от стиля и языка романа, в нём простые рубленые фразы, без изысков. Но некая языковая и стилистическая скудность компенсируются скандинавской самобытностью, мощным образом главной героини и присутствующим магическим реализмом.

Приведу несколько цитат:

Я Дина. Мои ноги, как деревья, пустили корни в мёрзлые скандинавские земли. Между моими бедрами и крупом Вороного не найти зазора, мы одно существо. Мои груди, словно зимние белоснежные куропатки слетают в ладони мужчин, которым позволено поймать их. Мои плечи держат на себе крышу над всеми в моём имении Рейнснес. Длинные волосы я редко убираю в пучок или под шляпу, они —бездомные облака, пущенные по небу холодным северным ветром.

Супружескую жизнь можно сравнить с огурцом, засоленным в слишком сладком рассоле. Без куска перченого мяса его не проглотишь.

Несмотря на старость, голова у нее была как комод. То, что однажды попало в нее, лежало на своем месте и в любую минуту могло быть извлечено наружу.

Пробст считал, что людей в Нурланде надо принимать, как принимают времена года. Ну а если они тебя раздражают, сиди дома.