Больше рецензий

Perlovkaa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2018 г. 14:48

3K

5 Спойлер Каждому — по сути его.

"Есть люди в которых живет Бог, есть люди в которых живет дьявол, а есть люди в которых живут только глисты." Раневсккая


Встречаешь такого Яна, героя из книги, и думаешь, боже, неужели, люди - они такие? Неужели и я где-то такой же? Автор будто влезает в голову и показывает самую нелицеприятную человеческую суть. Но обо всём по порядку.
Ян, заключенный конц. лагеря, которому удалось оттуда выбраться. Нет, он не бежал, его спас и дал ему шанс один из офицеров, которому нужен был фотограф.
И вот, вместо укладки рельс, Ян стал бывать на дорогих светских приёмах, жить в тепле и сытости. Казалось бы — вот, радуйся жизни,
будь хоть каплю благодарен тому, кто тебя вытащил. Нет. Какой там. Ян начинает проблемить и ненавидеть того офицера, который его спас.
Почему?
А просто так. "Он ведь работает на рейх, значит он плохой."
А как иначе в те времена? Если человек не встанет за свой родной дом, родную страну, то его разрушит противник, враги раздебоширят поместья, убьют детей (как и произошло в принципе).
Не этот офицер начинал войну, но зато именно он дал Яну шанс, а не судил "Фу, еврей, я с жидами не якшаюсь".
И наоборот это Ян, который судит об одном офицере не как о человеке, но по всей "системе".

"ПРОФЕССОР: Он человек, который дал тебе шанс. Помнишь, как Форель говорил, не путайте мне анус с гландами. Система – это даже не Гитлер или Гиммлер, это тупой и неблагодарный ты, глупый я, мелкие садисты капо, маленькие начальники, ограниченные упертые крестьяне, ограниченные упертые лавочники, ограниченные газетенки и их сотрудники – вот это система. А есть отдельно взятые люди, он, как отдельно взятый человек, дал тебе шанс, а ты – система, потому что тупой и неблагодарный."


Ян, который так кричит о гуманизме, добре, мире, всепрощении, а открой его реальные мысли... Там нет ни капли доброты, только страх за свою шкуру и желание "Ну раз я страдаю, пусть страдают все!".
Он смотрит на брата того офицера и думает:

"Побрить налысо, отправить на нары, заставить камни таскать, смотреть, как зелень глаз тускнеть будет с каждым новым днем голода. А потом – «вот, вот! За одними деньгами прятался! За рождением, да? За властью! А нет между нами ни разницы, ни пропасти никакой! Что, ходил самодовольный, ходил собой наслаждался, да? А вот!»"


И это так мерзко.
Он будет всех винить в том, что "сироты голодают", а потом как свинья жрать из общего тазика, не оставляя еды остальным.

Эмиль тоже фотограф, тоже еврей, которого вытащили, но он, в отличии от Яна, смотрит на человека, а не на погоны. Он может испытывать благодарность.
Вот так и получается, Эмиль выходит, после войны продолжает работать на того человека, тот ставит его ведущим кардиологом. А Ян погрязает в своей ненависти и просто попадает обратно в конц. лагерь. Причем даже не потому что его отправили, а он так, по глупости собственной, сам напоролся.
Судьба? Злая система? Нет. Просто человек, который кроме себя не видит в мире ничего и хочет страдать.
Суть грязна, оттого и судьба такая.

И даже если вся история идёт глазами такого грязного человека (и учит Яна такого из себя изгонять), в сердце западает другое. Тот самый офицер... который не вписывается ни в рамки офицеров, ни обычных людей. Это существо лёгкое, играющиеся с миром, как с игрушкой из пластелина в руках. Пусть это серые стены конц.лагеря, но с ним рядом всё начинает чувствоваться как симфония, как что-то очень грандиозное и невероятно красивое, частью которого ты внезапно становишься... Честно, я читала и всю книгу пыталась составить для себя мнение, что это за человек, какой он. Но только сейчас поняла — это совсем незачем. Когда сердце заходится от одного присутствия этого человека, от одного диалога с ним, зачем какие-либо штампы?
Его можно просто любить.

Комментарии


Блин. Я знаю, что я буду следующим читать. Страшно заинтересовала


Справедливости ради: если офицер пошёл работать на рейх и отстаивает интересы страны, начавшей войну на уничтожение, он хорошим быть не может.


Ха, легко это так спустя больше века говорить — хорошим быть не может. Представьте себя родившейся в Германии начала 20-го века. Вам никто в дверь не постучит и не сообщит, «твоя страна плохая, войну начала, ты в СС не иди, свою родину не защищай. Сиди тихо, пока твои поместья рушат, ещё лучше — на сторону красных переходи. Они в войне победили, поэтому так тебя будут считать хорошим.» Абсурд это. Тем более, что СССР не было послом мира во всем мире. Тот ещё «соучастник». Пакт Молотова-Риббентропа, слышали о таком? Я вам советую, заиметь глубину суждения чуть большую, чем рекламная листовка.


Я очень давно хочу прочитать эту книгу, но вы меня прямо соблазнили, завтра же возьму её. Она по-видимому очень поучительна. И забавно, насколько такие герои, как "Ян" не вымирают, а как будто клонируются и перерождаются из века в век. Вот один в комментариях появился :)

И очень с вами согласна, книги этого автора выводят очень важную мораль - история создана для того, чтобы не повторять её ошибок. Нельзя судить людей по всей группе к которой они относятся ( будь то католики, азиаты, наполеоновцы или даже крестоносцы). Нужно смотреть на человека, его побуждения, его мотивации и его суть.
Я читала другую рецензию об этом же офицере, и там говорится о том, что он противостоял всем высшим лицам этой системы в своих взглядах. Он был в гуще таких событий, но не поддавался их влиянию. Вот это действительно сильно. Та рецензия, советую прочесть - https://www.livelib.ru/review/995277-berlinskie-zametki-dlya-vetrenoj-shtazi-frants-vertfollen


Знакомая рецензия)) Спасибо, Полина, приятно.

Насчет "Янов" таких — с одной стороны забавно, а с другой стыдно становится — helenhaid в 21-ом веке живет, в России, а мыслит... как житель какой-нибудь южноафриканской Анголы, где межплеменные войны — норма уже тысчи лет.

Любой воспитанный человек понимает: добро и благородство может проявляться не только среди союзников, но и на стороне противника. Люди везде люди, и велики шансы, что среди тех, кого тебя учили ненавидеть и клеймить как "врага” тоже найдутся люди умные, благородные, смелые. И ВАЖНО, ох как важно эти достоинства признавать. Ведь только видя и уважая друг друга ЗА эти достоинства, люди могут друг другу открыться. Прислушаться друг к другу и ВМЕСТЕ разрешить конфликт. Только так перешагивается межплеменная резня Ангола стайл.

А helenhaid ленится людей не по стереотипам, а по поступкам их оценивать. Её мозг сам думать не хочет, хочет готовое руководство: кого хвалить, кого осуждать. Она, как Ян, когда вякает свои глупости, не хочет на самом деле ни решать конфликта, ни предотвращать насилия. Она тупит, воспаряет в образе "защитника нравственности" и не понимает, что суждение людей чисто по стереотипам не просто "нехорошо", оно ведет к миру, в котором беспрерывная резня глухих и слепых макак — норма. Стиль жизни такой.

Мне вот лично такой мир не симпатичен. Знаю, что господину Вертфоллену и его главному герою тоже) мне очень нравятся ценности и мир, который этот автор описывает в своих романах. От его образа мысли мое чувство прекрасного оргазмирует) “Записки Фотографа” пока не начал читать, но теперь приступаю точно.


Приветствую всех честных читателей!
Прежде чем тратить деньги на книги этого "гения", которого так агрессивно и бесстыдно впаривают пользователям ЛайвЛиба, ознакомьтесь, пожалуйста, с иной точкой зрения:
"Старушонка через "ё""
Как избавиться от паразитов


Камилка, перелогинься уже. Наплодила клонов.