Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

17 октября 2018 г. 10:56

536

3.5 И снова о герое поневоле...

Не знаю, что именно посчитала Франсуаза Саган той самой "счастливой случайностью", благодаря которой пьеса получила такое название, но я, честно говоря, никакого особого счастья в обнаруженной истории для героев не обнаружила. Главных персонажей здесь четверо, впрочем есть еще однозначно важный "Пятый персонаж" - Венцеслав, без которого зрители бы не узнали или не поняли половину происходящего. Так вот ни Корнелиус с его вечно неудовлетворенной Аделью, ни Огненная Анаэ, ни собственно сам Фридрих, злоключения которого составляют основу сюжета, мне не показались не просто счастливыми, но и вообще сколько-нибудь достоверными или похожими на живых людей. Фактически - эта пьеса представляет собой фарс, нелепые гэги на темы женской сексуальной неудовлетворенности и мужской несостоятельности. Попутно затрагивается множество раз поднимавшаяся в классике тема "героя поневоле", то есть человека, который ничуть не стремится геройствовать, всю жизнь ведет себя осмотрительно и даже осторожно, но волею судеб выталкивается на поверхность всякий раз, когда окружающим нужен подвиг. И вот тогда человек, никогда не стремившийся к большому общественному вниманию, оказывается под лучом прожектора именно в тот случайный миг, когда он вопреки собственной природе совершает немыслимый для себя поступок. Но стереотипы человеческого восприятия таковы, что никто и никогда не сумеет поверить в то, что герой робок, застенчив и не искал славы. Нет, раз уж тебе суждено в случайный момент оказаться на виду с мечом, поражающим дракона, будь готов к тому, что прочие драконы будут тихо валиться в обморок от одного звука твоего имени...
Именно в драматургии лучше других этот образ удался Максу Фришу в его "Дон Жуане или любви к геометрии", и возможно именно по сравнению с блестящим дуэлянтом и покорителем женских сердец, созданным швейцарцем, герой-антигерой Саган показался мне сероватым.
Словом, на мой взгляд, большой глубиной это произведение не отличается, хотя позабавить публику, привыкшую к стереотипным образам героев, вполне в состоянии. Не знаю, правда, насколько мужчины сочтут образы Корнелиуса, Фридриха и Венцеслава похожими на реальность, по мне женские персонажи пьесы гиперболизированы и карикатурны сверх всякой меры. Но ... "автор так видит", как всегда было принято отвечать въедливым читателям, зрителям или слушателям, которые "не поняли", "не вникли", "не оценили"...
В моей оценке многовато снобизма, наверное, но я никогда не умела искренне восхититься фарсом, а для комедии положений, которой могла бы стать эта история, автор слишком грубо намалевала портреты героев. Именно это отсутствие изящества помешало мне в итоге получить подлинное удовольствие от парадоксальности ситуаций и той легкости, с которой персонажи меняют свои роли.

Книга прочитана в рамках игры ТТТ. 2018, Тур третий - по совету Petraaach на тему — Что-то прекрасное из драматургии, что я, по нелепой случайности, еще не прочла (без фэнтези, контркультуры и фантастики, пожалуйста)... :)
Спасибо вам за открытие, Ольга. Как-то я вообще забыла, что Саган когда-то писала пьесы, а благодаря вам целых две уже прочитала. :)

Комментарии


Жаль, что пьеса не совсем пошла..)
Наверное, она мне ещё и в настроение тогда попала, потому что помню, что меня это всё посмешило.
Все равно рада, что открыла для Вас Саган как драматурга. Меня заинтересовала та, другая пьеса, которую Вы уже прочли) и ещё несколько на читалке хранятся, надо добраться)


Ну что вы, Оля, она вполне пошла. Просто я ждала чуть большего, чем просто слегка поиздеваться над институтом брака. А Саган-драматурга именно вы мне открыли, правда. :) Спасибо.


Теперь продолжим открывать ее вместе :)