Больше рецензий

SantelliBungeys

Эксперт

Частное мнение дилетанта)

16 октября 2018 г. 21:31

4K

4.5 Как устроен ад на земле

Когда однажды Фолкнера спросили, что бы он посоветовал тем, кто не понимает его романов даже при троекратном прочтении, то после­довал ответ: «Прочтите в четвертый раз».

Это говорит не о том, что стиль Фолкнера тяжеловесен, сюжет запутан, а герои такие сложно-сочиненные личности, что требуют только и исключительно профессионального рассмотрения специалистами. Бывает так, что книга рассчитана на вдумчивое, неторопливо чтение и осмысление, её невозможно штурмовать, она не предназначена для запойного чтения ночами, её просто необходимо периодически отложить и вдохнуть пару глотков воздуха нашего времени.

Опубликованный в 1932 году "Свет..." представляет собой совершенно упорядоченную структуру, с правильным балансом описаний, так называемых "потоков сознания" и прямых диалогов героев.
Поскольку это моё первое знакомство с автором и его придуманным округом Йокнапатоф, штат Миссисипи - я, естественно, не могу заметить ни узнаваемости местности, ни опознать героев с их внутренним миром и мотивами, которые движут ими...
Могу только отметить , что этот мир, и этот городок Джефферсон, и эти люди - совершенно обычны. И в этой обычности легкоузнаваемы. Самое примечательное во всем этом, что автор не идеализирует, не прихорашивает и не устанавливает для своих персонажей выгодных поз для запечатления.
Естественная индивидуальность - в противоположность положительности и отрицательности.

Значимость места действия.
Перед нами предстает Юг в период упадка, человеческая религиозность, женское распутство, сила Прошлого и вопрос расовой принадлежности.
Ничем не примечательное, совершенно ординарное место, о котором нельзя сказать что оно выдуманно - у меня было такое чувство , что Фолкнер просто набрел на него, открыл дверь в некий пространственно-временной "карман" и создал своим словом его историю, наделил прошлым, настоящим и будущим людей, живущих в нем. Казалось бы, все это могло быть сказано о каких-то фантастических мирах, а вовсе не о книге относящейся к сугубо реалистичной литературе.

Вся эта история могла произойти именно в маленьком городке на Юге, где царят законы крови и бессознательной памяти, которые продолжают влиять на настоящее фолкнеровских южан. Они не только не освобождаются от наваждения прошлого, но чаще всего оказываются его жертвами.
«Проблема южного "преступления и наказания" - именно так можно без преувеличения назвать тематику "региональной" литературы, с некоторой политической некорректностью вещающей на языке южанина и его поколения.

Прошлое героя как связь с будущим.
Несмотря на то что самое начало романа отдано знакомству с Линой Гроув, да и впоследствии мы наблюдаем за судьбой священника Хайтауэра, простого рабочего Байрона Банча и проходимца Лукаса Берча, вся история всецело принадлежит Джо Кристмасу. Именно он, человек, утерявший свою истинную историю и сомневающийся в своём происхождении, является главным героем романа. И мы начинаем узнавать о его детских годах, усыновлении, скитаниях и, наконец, о преступлении. Жестокое обращение и постоянное религиозное давление - причина превращения брошенного ребёнка в жестокого молодого человека. Прошлое не оставляет Джо ни на минуту, не даёт расслабиться, лишает возможности, хотя бы призрачного, социального равенства.

Пространство и время.
Две величины оказывающие прямое или косвенное влияние на героев романа.
Для Лины ни то, ни другое просто не имеет значения. Она как бы существует вне потока, углубленная в себя, уверенная в будущем. Стабильное в движущемся, убежденность Лины с том что "с божьей помощью" все определится. Её уверенность настолько непоколебима, что внушает уважение окружающих, вопреки двусмысленности ситуации, в которой она находится.
Для Кристмаса обе величины имеют смысл - он вечно бежит от себя, но остаётся на месте.
Для Хайтауэра, бывшего священника - время умерло, он крепко привязан к прошлому, ни настоящее, а тем более будущее для него не существует.

Я не могу судить будут ли замеченные особенности сопровождать меня в дальнейшем знакомстве с автором, но три характерных пункта я все же отмечу:
- постоянное движение, все основные герои постоянно в дороге, роман вообще начинается с беременной Лины, пустившейся в путь, чтобы вовремя сменить фамилию. Мало того большинство второстепенных героев, в лучшем случае, временно находятся в стазисе)
- библейские отсылки, сам образ Лины, матери с младенцем; Кристмас, в возрасте 33 лет, его растерзание тело, как всеобщая жертва; сама его личность - результат жестокости и безразличия общества, с головой утонувшего в слепой вере, помешательстве, злобе и разврате.
- некая неопределенность повествования - недосказанность совершенного преступления, оставляющая возможность толкования личности преступника.

Если говорить о литературе, то Юг одержал победу над Севером. Героев Уильяма Фолкнера , Трумена Капоте , Джона Стейнбека никак не спутаешь с героями того же Эрнеста Хэмингуэя . Страшное и смешное, двойное дно любого повествования, этический сдвиг и предчувствие чего-то ужасного, которое вот-вот обрушится на героев и в то же время разворот ситуации в сторону юмора. Вся история не умещается в рамки одного романа, становится гораздо большим, чем просто рассказанная история о сложностях человеческой личности, Фолкнер меняет знаки, делая людей не плохими/хорошими или добрыми/злыми - он утверждает , что человек бесконечен, неисчерпаем, непредсказуем.

Больше советов, хороших и разных - ожидаю и в дальнейшем от моего неизменного советчика Тани Tarakosha
+
Флэшмоб 2018.
+
Школьная вселенная.

Комментарии


Хороший совет, про четвертый раз) сама им пользуюсь, не знала только, что от Фолкнера))


Теперь у тебя ещё и авторская привязка имеется))
А ещё привет нам от Сартра , то вообще Фолкнера считал божественным;)


и брал с него пример?


Мы как раз хотели его проверить по этому параметру))


и проверим) по всем параметрам


Бедняга)) он ещё может от нас натерпеться...впрочем имея женой Бовуар, он к многому готов;)


Люблю я Фолкнера. Ты правильно всё говоришь: его надо читать вдумчиво и неторопливо. В этом-то и секрет, который позволяет не перечитывать подобные книги четырежды :)))


Читайте и обрящете...
У него какое-то "бесчувственное" сострадание к героям - это впечатляет конечно.


Ты про авторскую отстранённость? Ну так поток сознания же :) Там всё через героев выражено.


Про неё)) так и напрашивается сравнение с Достоевским)


В этом смысле да, напрашивается :) К счастью, у Фолкнеровских героев меньше копания в себе :)


Действительно, к счастью)) У него все же больше о том как окружение калечит, об общественном сознании, а не о том как в самом себе воспитать "человека, право имеющего")


Не об этом, хотя есть у него и такие проблески, например, в "Осквернителе праха" :) Может, не совсем про человека, "право имеющего", но точно начинающего уже думать иначе, чем толпа :)


Мне ещё предстоит долгая"дорога" ))


Дорогу осилит идущий :) У меня в расписании, кстати, тоже есть этот маршрут :))


А что именно ты будешь читать?


Страшно сказать, но не освоено самое читаемое - "Шум и ярость". А ты?


А я вообще пока не представляю))


каждый день по два отзыва) так нельзя)
завидно людям)))


У тебя тоже так бывает)))


у меня так бывает, когда одновременно прослушалась книга и прочиталась))) и если рассказ... это редкость... я вот все слушать не начну, три дня прошло... сплю, вырубаю, понимаю - не то


Я Фолкнера недели 3 читала, а детектив быстренько так...
Иногда хочется на полчасика чего-то послушать - беру рассказы, хорошо идёт Булдакова, у него много начитано, только жанр фантастика, иногда с вывертом)


а я хочу, что-нить на часов 16 - 20... чтоб долго не думать, что дальше...


Этот совсем такая даже крупненькая книжица))


люблю такие))


стиль Фолкнера тяжеловесен, сюжет запутан, а герои такие сложно-сочиненные личности, что требуют только и исключительно профессионального рассмотрения специалистами

ты почти попала в мое отношение к Фолкнеру (а честно, сама совсем так не думаешь?), вот не идут у меня два южных, всеми читаемых автора с хорошими отзывами - Фолкнер и Ирвинг. Первый из-за тяжеловесности, второй из-за болезненной сексуальности и чрезмерном копании в грязном белье человечества. Помногу раз уже начинала и того, и другого((


Про Фолкнера пока мне рано говорит) это первый опыт. Мне понравилось, но читала долго, для меня так очень долго - недели три. И некоторые моменты, ну очень психологичны. Прямо автор с большим удовольствием копается в подсознательном.
Ирвинга же я люблю)) вообще не замечаю копания - вот так у меня с ним- я его приняла, как говорят "со всеми потрохами")) Хотя отлично понимаю о чем ты говоришь. И радуюсь хорошим оценкам читателей, но не очень им верю((( тут ещё те самые модные течения вмешиваются, а мы не всегда честны сами с собой...может и ошибаюсь.
А вот Капоте тебе как? Я только Другие голоса читала, но мне очень понравилось.


У меня 2 рассказа Капоте в любимых "Бутыль серебра" и "Воспоминания об одном Рождестве", по последнему я вдохновилась на рождественский кекс с ромом и теперь пеку его перед НГ праздниками) "Хладнокровное убийство" поразило психологизмом. "Завтрак у Тиффани" и "Летний круиз" средненько, хотя фильм с Хепберн обожаю)


Бутыль серебра Миронов читает)))
Рецепт кекса хотелось бы ....а то и НГ уже скоро))


рецепт кекса в студию!!! пабам!
рецепт
вот только надо уточнить насчет сахара, я первый год, когда пекла и писала рецепт делала слишком сладкий, не все такое любят (там еще суховрукты маринованные сладость дают), а второй год - сахар уменьшила, и получилось отлично


Ссылка не открывается((


у меня открывается, но посмотри мои истории - рецепт там


Спасибо)))


пробежала глазами, не 200 г сахара в тесто, а 120 г я брала во второй раз, и замачивала уже в кальвадосе)


Вика, как ты написала хорошо) анализ, выводы, да еще и сравнение)
А скажи какие чувства ты испытывала к Кристмасу ? И как тебе стиль автора: запал или нет в душу ? Видишь ли отличное от других ?


Ответственно было - перед тобой, перед автором)))
У меня было такое смешанное чувство жалости и брезгливости...

спойлер
Очень доступно преподнесено отчего - предубеждение, на наследственном уровне к "ниггерам"... Кристмас оказался вне рас - он не был белым, но и не был негром. Ненавидел , в первую очередь, себя, свою личность. Потому и бежал, все время бежал от себя. И жестокость, холодная безразлична жестокость, якобы во благо, окрашенная фанатичной верой - что ему оставалось? У него же любое напряжение эмоций вызывало всплеск насилия. Тут вот встретила недоумение - отчего он , например, негритянку начал избивать, откуда ярость...мне как раз понятно это. Его любое шевеление чувств резали по живому
свернуть

Рано пока говорить, по одной книге тяжело предугадать, но! мне не тяжело читать, я понимаю о чем все это, и для чего это. Но я тех редких южан, которые мне попадаются, всегда отмечаю. Они , не знаю правильно ли скажу, сочные и глубинные, и не боятся влезть голыми руками внутренности потеребить.
Отличие есть, конечно. Он серьезнее Капоте, в плане характеров героев. Стейнбек совсем другой, более сухой - впрочем О мышах и людях очень пробивная вещь.
И по поводу выдуманного округа с населением - у меня сразу аналогия с Кингом . Совсем разные конечно - но подход ведь один : выбрать место и оживить его.


ты справилась ))

Стейнбек совсем другой, более сухой - впрочем О мышах и людях очень пробивная вещь.

а меня не пробило совершенно) как я не пытаюсь его полюбить -ни в какую. Мне не нравится его прямолинейность и черно-белые краски...


А меня в самое сердце...именно эта. Как я её мучила - так же как и она меня))
А остальное прошло не задев, так что тебя понимаю.


А чем тебя Мыши...задели ? ( мне просто интересно. Все о них говорят, я ожидала чуть ли не откровения....)


Ленни...их общая мечта с Джорджем, и то что сделал Джордж для него.
Это единственная книга, над которой я плакала))


Не устаю удивляться как порой каждый отлисно воспринимает сюжет))


А ты не так? Думаешь был другой выход?


нет, ничего не думаю) для меня весь сюжет был каким-то искусственным что-ли, пробивающим на эмоции специально...(


Меня, судя по всему, пробило;))


значит тебе больше повезло)) мои попытки с ним тщетны...