Больше рецензий

25 мая 2011 г. 22:23

89

3

"Чебрець в молоці" Наталка Сняданко

Признаться, Сняданко приятно удивила. Удивила своей простотой, литературностью и индивидуальностью, которую, в какой-то степени, можно охарактеризовать фразой: «новое – хорошо забытое старое». Нет, я не хочу сказать об авторском материале как о вторичном продукте. Мне кажется, Наталка Сняданко литературно правильно влила в старую, довольно часто используемую сюжетную линию образ нового художественного витка. Благодаря этому роман «сценографично», если так можно выразиться, приобрел объемность. А его образ стал подвижным, пластичным, начал пониматься более детализировано, со всеми вытекающими из-за этого эмоциями. Например, художественные витки служат автору основой сюжета. А детализированный образ, в понимании автора, должен провоцировать человека на поиск смысла. Пускай и спрятанного в "местечковости".

Монотонность и спокойствие книги, казалось бы, способно вогнать в легкую дрему и может выдаться скучным. Конечно, это зависит и от предпочтений читателя, и автора: «минималистических», сфокусированных на активное действие в романе. Или «максималистических», когда описание любого рода первопричин преобладает над активностью. Но это лишь первое впечатление. Если отбросить привычный динамизм развития сюжета в действии то, можно ли считать динамикой в романе накатывающие воспоминания героев, которые накладываются друг на друга подобно слоям пирога? Мне кажется, этот роман не следует понимать как динамичное произведение в обыденном понимании. Ведь именно его некая однообразность, его неспешное течение помогает читателю в полной мере сформировать смысл ситуации, образы героев, настроения того времени. Это как процесс наблюдения за чем-то или кем-то. Например, в большинстве случаев человеку свойственно поверхностное представление о людях, которых мы не знаем. На это есть множество причин, одна из которых, как мне кажется, заложена в «аксиомичной» непогрешимости «первого впечатления», которое формируется за семь секунд. Подобные аналитические способности человека достойны похвалы. Однако от случая к случаю они сомнительны.

Не будь Сократ, Конфуций, Пифагор столь наблюдательными к мелочам, знали бы мы сейчас о мире то, что знаем сейчас? Надеюсь, каждому читателю знакомы произведения Оноре де Бальзака. Они яркий пример того, как наблюдения могут способствовать полному описанию любого предмета, чувства, явления, человека. Но описание, утратившее нить основного сюжета будет больше похоже на выдержки из советской энциклопедии, чем на роман. Именно стремление к равновесию между динамичностью и пассивностью сюжетного развития в изложении у Сняданко есть методой формирования цельности романа.

Читать далее: http://dovgalyuk-fim.livejournal.com/8881.html

Автор: Довгалюк Миша ака Фим

Источник