Больше рецензий

25 мая 2011 г. 22:03

92

3

Олександр Ірванець "Хвороба Лібенкрафта"

Литературоведческий круг критиков и рецензентов, с момента выхода книги Александра Ирванца «Хвороба Лібенкрафта», определил жанр произведения, как антиутопический. Что, естественно, не вызывает возражений. Огорчает другое – натянутость подобной характеристики.

Возьмем, к примеру, произведения антагонистичны жанру антиутопии – утопии Платона «Государство» и Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». В каждом из них авторы со все возможной скрупулезностью и четкостью приводят примеры утопической, «благой» модели государственного строения и общественного положения. Приводятся примеры возможного идеального кастового строя их функции и взаимосвязь. То есть представляется такой образ государства о котором Аристотель говорил: полис, который может быть охвачен одним взглядом каждым. В тоже время для антиутопии характерны попытки рассмотреть альтернативное, возможное развитие предложенных и действующих социальных систем и устройств. Как правило предположения выстраиваются в сторону негативных тенденций, которые могут привести к кризису. Более того, главное предназначение антиутопии, как жанра литературы, в свое время, озвучил Дж. Оруэлл, высказав мысль одного писателя-католика: «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьезная проблема: как утопии избежать». В произведении Ирванца читатель не имеет возможности оценить и понять значимость и функции построенной социально-политической системы, так как автор ее не описывает, а сразу ввергает читателя в воображаемую модель. Единственное о чем читатель может догадаться, так это об изображенном политическом режиме. К тому же ассоциативное мышление выводит в памяти образ коммунистического, советского прошлого, о чем автор так же не говорит, а лишь поверхностно намекает, пользуясь достоянием собственного опыта. Об этом в романе свидетельствует и государственная служба, занимающаяся «ловлей» «больных», сродни КГБ, и цензура, и отсутствие города на географической карте страны, что тоже было не в диковину во времена СССР. Увы качественное художественное описание разбитых трамваев, «промзон», дефицита продуктов и прочих лишений, опять же таки, не дает четкого определения модели общественного строя. Поэтому, мне кажется, в данном романе образ антиутопии слегка сомнителен.
Читать дальше:
http://dovgalyuk-fim.livejournal.com/10932.html

Автор: Довгалюк Миша ака Фим

Источник