Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 октября 2018 г. 23:13

2K

5 "Стихи растут, как звезды и как розы..."

Книга об одном из моих любимых поэтов (вдобавок еще в школе, в старших классах, писала годовой реферат по ее творчеству - что-то типа курсовой), поэтому я, наверное, не смогу говорить беспристрастно)

Волшебная чудесная книга, наполненная неповторимой атмосферой детства рассказчицы (а это дочь Марины Цветаевой - Ариадна) и какой-то совершенно невероятной атмосферой искусства и творчества, царившей в то время (казалось бы, голодные холодные годы гражданской войны, затем жизнь в нищете в эмиграции, но люди - жили искусством, а может, как раз искусство и давало им силы пережить этот тяжелый период жизни...). Детство - само по себе пора очарования всем и всеми, и жизнью прежде всего, яркое, как картинка из калейдоскопа, но пропитанное воспоминаниями о походах в театр, встречах с писателями, поэтами, другими людьми искусства - это вообще ...непередаваемо. Может, поэтому данная книга напомнила мне "Подстрочник" Лилианы Лунгиной - очень много пересечений, и по настроению, и даже по сюжету...

О чем собственно книга. О Марине Цветаевой сказано, на мой взгляд, мало, но зато очень точными штрихами-зарисовками, из которых читатель узнает, насколько сложной и противоречивой натурой она была.

Ариадна Эфрон поведает о людях, с которыми дружила ее мать и что вообще для нее включало понятие дружбы (очень интересная история переписки с Борисом Пастернаком - личной, довольно интимной переписки, из которой Ариадна приводит выдержки), что Цветаева могла простить, а чего - нет. Как относилась к быту, к тяжелому труду, каким внутренне робким человеком была (например, она так и не смогла пересилить себя и пойти познакомиться с Александром Блоком, который всегда был для нее божеством - "Гордость и робость - родные сестры", напишет она впоследствии в одном из своих стихотворений; потом, уже находясь в эмиграции, аналогично не смогла познакомиться с Горьким...), каким внутренне сомневающимся (решилась на отъезд из страны, но потом, уже в дневниках, признавалась, что достаточно было одного слова "Марина, останьтесь!" от Владимира Маяковского, с которым случайно встретилась накануне эмиграции - и она бы осталась в России - "Россия моя, Россия, Зачем так ярко горишь.."), как тяжело она переживала вынужденный разрыв с родиной и соответственно, со своим читателем, ведь здесь, в эмиграции, как поэт она была мало востребована, о переездах и устройстве в эмиграции. Также довольно любопытными мне показались семейные факты, маленькие мелочи, чуть заметные черточки, которые есть у каждой семьи, были они и у семейства Цветаевых-Эфрон: так, например, Сергей Эфрон ласково называл свою жену рысью, а она его львом, а сама Ариадна всегда звала родителей просто по имени "Марина", "Сергей" (но на Вы: "Вы, Марина") и много подобных "чудинок".

Книга вроде бы о тяжелых годах, но оставляет после себя удивительно светлое впечатление (и, кстати, это ведь действительно чудо: найти мужа после гражданской войны, в эмиграции, живым и здоровым, не сгинувшим без вести пропавшим, не убитым на поле боя...), книга о любви, стойкости, вдохновении, искусстве.

В белую книгу твоих тишизн,
В дикую глину твоих "да" --
Тихо склоняю облом лба:
Ибо ладонь - жизнь.

5 баллов из пяти.

Прочитано в рамках игры "Урок литературоведения"