Больше рецензий

YuBo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 мая 2011 г. 15:19

456

5

      Масару Ибука, один из основателей корпорации «Сони» и создатель «Ассоциации раннего развития», написал интересную и полезную книгу для тех, кто занят воспитанием маленьких детей (в возрасте от полугода до трех-четырех лет). Остальным можно не читать. Практические идеи изложены так, что нужно просто сразу брать и применять. Рекомендации настолько общи (хотя легко конкретизируются), что через некоторое время запросто могут «выветриться из головы». Поэтому преждевременное, «про запас» чтение этой книги – бесполезно (забудешь, когда до дела дойдет), запоздалое - тоже (зачем растравливать себя упущенными возможностями).

      Вероятно, эту книгу не стОит читать и профессиональным детским психологам. Про одни идеи книги, которые совпадут с их точкой зрения, они скажут, что это – тривиально. Другие идеи, не совпадающие с их точкой зрения, вызовут критику.

      Основная мысль книги: потенциальные возможности ребенка безграничны и порой неожиданны для взрослых, а раннее развитие способностей является определяющим (английское название книги «Детский сад - уже слишком поздно!»).

      «Тронувшая» меня идея – раннее развитие детей нужно вовсе не для того, чтобы вырастить гениев. Ведь как это часто бывает? Ребенок хорошо пинает мяч. - Отлично! Вырастим из него знаменитого футболиста. Интересуется хорошей музыкой – вырастим профессионального музыканта. Хорошо запоминает иностранные слова – срочно его в детский сад с языковым уклоном – вырастим лингвиста.

      Цель раннего развития координации движений, памяти, сообразительности, хорошего музыкального вкуса и т.п. – не узкая специализация в дальнейшем, а воспитание счастливого ребенка (в будущем - счастливого взрослого человека).

      Полностью разделяю эту идею. Ведь это же счастье – благодаря своим навыкам, знаниям и умениям легко «вписываться» в любую компанию, которая тебе интересна. Играют во дворе в футбол или баскетбол – и ты, развив в младенчестве хорошую координацию, легко войдешь в команду. Все пошли на концерт классической музыки – и ты туда идешь не зевоту подавлять. Все идут в художественный музей – и тебе это интересно. Конкурс стихов в школе устраивают – и ты участвуешь. Шахматный или шашечный турнир – и ты здесь. И вовсе не нужно везде занимать первые места. Надо оставить заслуженные призовые места тем, кто посвятил свою жизнь шахматам, или учится в муз-, худ- или в спортшколе олимпийского резерва. И флаг в руки их родителям, пытающимся реализовать в детях свои мечты или потешить свое тщеславие. (Впрочем я сильно отвлекся от книги, в которой говорится исключительно о развитии детей до трехлетнего возраста).

      Еще интересна идея книги, может быть спорная, но совпадающая с моими мыслями: «Формирование способностей и характера ребенка определяются не генами, а воспитанием и окружающей средой».

      Автор заканчивает книгу словами: «Возможно, многое вызовет критику, даже мои основные положения, методы воспитания и то, как я понимаю роль матери. Но все-таки я надеюсь, что моя книга заставит людей что-то изменить в мире, привлечет интерес к проблеме раннего развития ребенка, особенно до трехлетнего возраста».

      По-моему, эта книга написана не для того, чтобы с ней спорить или безоговорочно выполнять ее рекомендации. Если в ней написано: «Не бойтесь брать ребенка с собой в постель», и объяснено, почему и в каких случаях, то каждый сам может решить, следовать ли этому совету. В общем, нормальным мыслящим родителям никакие советы повредить не могут.

      Формат книги мне тоже понравился. Обоснование каждой мысли изложено на одной-двух страницах и предваряется кратким тезисом, что позволяет в дальнейшем, быстро пролистав книгу, «повторить пройденное».

Комментарии


Человек может и должен развиваться - это и есть жизнь! Если началом жизни мы считаем рождение, так почему бы с рождения и не начать жить... Родители могут распознать способности и черты характера ребенка уже в младенчестве и подкорректировать не самые лучшие из них, развить лучшие.


Хорошо сказала про "развитие=жизнь" и начало жизни с рождения. Мне нравится такой ход мысли.


Все, что хотела написать в рецензии, есть у Вас. Согласна, книга потрясающая! Мне всего 18 лет, но знания, оставленные книгой после прочтения, бесценны. Ибука изменил занание, заложенное в университете (а я учусь на педагога-психолога дошкольного возраста, заметьте), что детей надо развивать ПОСЛЕ трех лет, на совершенно противоположное. И еще, меня удивило, что книгу в жанре популярной психологии написал человек, никак с ней несвязанный – глава корпорации "Сони". Еще раз спасибо за рецензию!


      Спасибо и вам!
      Удачи в том благородном деле, которое вы для себя выбрали.
      Кстати после "трех дети" не безнадежны :)
      Упоминаемые обычно вместе слова "развитие и воспитание" - по сути различны (это мои определения, возможно - ересь с точки зрения профессионалов). Развитие - создание условий, при которых человек (обычно маленький) самостоятельно должен решать различные новые для себя задачи (умственные, физические, психологические). Воспитание - передача человеку (обычно маленькому) опыта предыдущих поколений, который может помочь решать различные задачи.
      В этом смысле до трех воспитывать почти бесполезно, а вот развивать - самое то. После трех воспитывать - самое то, а вот развивать, как пишет Масару Ибука, уже поздно. Хотя, конечно, и развивать и воспитывать можно в любом возрасте, но акценты в разные периоды жизни должны быть различными.


Какая исчерпывающая у вас получилась рецензия! Спасибо большое. Думала, написать свою, но после прочтения вашей передумала. Мне очень нравится, что вы так рационально оценили книгу. Я без удовольствия читаю рецензии, где одни знаки восклицания от эмоций.


отличная рецензия! благодарю за старания. если пока я поставила просто в планах прочесть эту книгу, то сегодня она следующая по приоритетности благодаря вашей рецензии)