Больше рецензий

kittymara

Эксперт

Подумаешь, я еще и вышивать могу...

9 октября 2018 г. 12:18

2K

5 Про машу романову

Прежде всего, хочу отметить, что написано отлично, читаешь просто как роман. И если над текстом поработал редактор, то хвала хорошим редакторам и умным авторам, которые доверяют им свои детища. Это очень честные воспоминания. Видно, что княжна проделала в своей жизни, старт которой произошел в весьма комфортных, тепличных условиях (так и есть, несмотря на сиротство - они с братом очень рано потеряли мать), большую душевную и умственную работу. И много чего поняла и осознала, в отличие, от большинства романовых, продолжавших мерить на себя коронки безвинных мучеников и в изгнании.

После смерти матери мария и ее брат (тот самый, которому в будущем вскружит голову кокетка князь юсупов) недолго оставались на попечении отца. Тот завел роман с женщиной не королевских кровей, женился, и царь не простил такой дерзости родственнику. Лишил всего, родительских прав, в том числе, и запретил возвращаться в россию. И тут, должна заметить, во всей красе проявилось лицемерие самодержавной власти. Потому что себе царьки прощали морганатические браки и не только. Чего уж там вздыхать об участи простых людей, если они так жестко обходились с ближайшей родней. Двойные стандарты налицо, ага.

Короче, дети оказались на попечении родного дяди (тот самый князь сергей, что был совсем по мужской части, и впоследствии ставший жертвой террориста) и его жены (той самой княгини елизаветы, что в начале служила бородой-прикрытием мужниного гомосексуализма, став вдовой, ушла в религию, и в конце концов была канонизирована церковью после убийства большевиками). И очень интересно было читать воспоминания княжны, о том какими они были до того как. Дядя просто безумно любил своих племянников (когда при родах умерла их мать, он буквально вынянчил, выкормил новорожденного дмитрия), и вообще был мягок и чувствителен до женственности, изо всех сил скрывая эти качества под показной жесткостью. А жена ужасно ревновала, относилась к детям с ледяным холодом и все листала женские журналы, и вообще была холеная фифа. Очень живые и честные описания без какой-либо идеализации. После убийства князя сергея отношения между марией и тетей изменились в лучшую сторону. Дети стали для княгини олицетворением любимого мужа, потому он очень сильно любил их и даже ссорился с родным братом, полностью претендуя на права родителя. Впрочем, уход в религиозность ни разу не помешал будущей святой запустить руку в наследство марии и дмитрия, которое оставил им дядя, дабы пустить на богоугодные дела. Но мария не держала зла, хотя в дальнейшем у нее возникли проблемы из-за расхищения денег.

Очень хорошо описано в каком вакууме воспитывались отпрыски царской фамилии. Про девочек и говорить нечего, там был полный ахтунг. Но и мальчикам все преподносили на золотом блюдечке. Житие богов в закрытом храме со строгими правилами. Выйдя замуж за шведского принца, мария увидела огромную разницу не только между существованием королевских семей в европе и россии, но и в благосостоянии простых людей. Особенно, крестьян. И признала, что романовы сами себе выкопали могилку, не желая понимать, что времена меняются; что репрессиями и террором власти невозможно сдержать грядущие перемены.

Кстати, выдали замуж ее просто безобразным образом. Сделали бородой-прикрытием для очередного принца нетрадиционной ориентации. Причем, те, кто устраивали этот свадебный карнавал, были отменные наглецы. Воспользовались тем, что 16-летняя девчонка - сирота, а тетка-опекунша полностью удалилась в религию, и заморочили ей голову. И когда стало понятно, что все плохо, и покорной марионетки из русской принцессы не получилось, то шведская королевская семья решила отправить ее в почетную ссылку под присмотр шведской королевы (тоже живущей отдельно от мужа якобы по состоянию здоровья) и ушлого доктора на далекий теплый остров. Но тут мария показала характер, сбежала и развелась. Принц потом больше не женился, типа имел отношения с какой шведской мадамой из простых, и мол был не гей, это на него бывшая наговаривала. Ну да, ага. Так чего же больше дурочек-принцесс не нашлось, чтобы идти с ним под венец?

А сын марии после развода остался в швеции. И дальше она практически не упоминает о нем. Пишет, как волновалась за брата дмитрия во время войны и после убийства распутина, об отце, о работе в госпитале, о сводном брате (погибшем вместе с княгиней елизаветой в шахте), о чем угодно, только не о своем ребенке. Я сначала подумала, ей больно вспоминать об этом. Но другие события вообще-то не менее трагичны. Потом, конечно, стало понятно, в чем дело. Мария признается, что росла совсем мальчишкой, что став взрослой не умела находить общий язык с детьми. Видимо, это последствия сиротства, ведь тетя не смогла заменить ей мать. И она просто не умела быть матерью именно детям. Ее дальнейшее проживание с уже выросшим сыном и смерть рядом с ним, это вполне доказывают.

Во время первой мировой войны мария работала в госпитале медсестрой. Реально работала и жила при нем же, и переносила все тяготы вместе с коллегами, а не приходила туда из комфортного дворца, как царица с дочерьми. Близко подружилась со священником и доктором, и благодаря им, наконец-то, увидела жизнь, как она есть, искренне поверила в бога, окончательно сбросила с глаз розовые очки, которые испокон веку носили все романовы, и вырвалась на свободу внутренне и внешне. Увидела бардак, воровство, безответственность на местах, столкнулась с тем, что всех все устраивает, и опустила руки. Даже великая княжна не смогла побороть систему нашенского пофигизма и воровства. Очень дельно она рассуждает о своеобразном русском менталитете, который также послужил причиной революции и крушения романовых, и признается, что время, проведенное в госпитале, было самым лучшим в ее жизни.

Ей повезло вовремя сбежать за границу. Но и она пожила в революционной россии и прочувствовала на себе, каково это, быть сброшенной с пьедестала, стать поверженной богиней. И как я уже писала, мария сделала правильные выводы и не тешила себя сказочными иллюзиями, в отличие от многих романовых.

Прочитано и написано в рамках игры "Нон-фикшн 2018"