Больше рецензий

8 октября 2018 г. 18:15

1K

5 Нет, не женоненавистник.

Вы когда-нибудь задумывались о том, женоненавистник ли Виктор Олегович? Оказывается, этот вопрос очень волнует литературных критиков, которые бегут впереди паровоза и говорят о дурной славе Пелевина среди феминисток, а так же пророчат новому роману скандал на почве вопроса о правах женщин. В принципе, подобная критика уже звучала с выходом романа iPhuck 10, но от чего-то я не заметила никаких бурных обсуждений взглядов Пелевина по этому вопросу, и уж тем более грандиозного скандала. Но давайте обо всём по порядку.

За основу романа берётся классическое хайку японского поэта Кобаяси Исса:

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!

И, естественно, зная любовь Пелевина к буддизму, мы понимаем, что в данном контексте речь идёт о пути просветления и к просветлению как высочайшему достижению. Вот только пелевинские улитки, персонажи невысоких моральных ценностей и неширокого ума, вовсе не хотят медленно медленно корабкаться по склону Фудзи, они хотят заполучить всё здесь и сейчас и довольствоваться плюшками тайных знаний. Это же их и погубит.

Основных главных героев у нас 2 – это олигарх Федя средней паршивости, ибо в списках Форбс числится на последних местах, и Таня – его бывшая школьная симпатия, некогда первая красавица школы, красота которой уже давно ушла вместе с братками из 90-х, которые её содержали.

Федя в жизни попробовал все. И, обычно, когда люди говорят о том, что нужно попробовать все, то не имеют ввиду ядерную физику, макраме, или тибетскую медитацию. Нет, Федина жизнь протекает в традиционном ключе секс, наркотики и рок н ролл, только вместо рок н ролла – яхты и виллы. Но что дальше? Феде уже всё в жизни наскучило. Ещё одна машина, или проститутка не принесут ему никакой радости. И вот тут на сцене появляется Дамиан Улитин, который пытается продать олигарху счастье весьма необычным образом. В его программе есть три уровня, но давайте сразу перейдем к главному.

Дамиан представляет своим клиентам и Феде революционную технологию, которая способна отправить человека в глубокое состояние медитации без собственно практики этой самой медитации и духовного просветления. Сначала Федя и другие олигархи, ведь такого наслаждения, такой ясности ума они никогда не испытывали в своей жизни. Но Пелевин не зря постоянно цитирует Толстого в своём романе, и в частности его рассказ «Много ли человеку земли нужно», потому что вскоре скудоумным олигархам становится мало четырёх основных уровней медитативного сосредоточения и они хотят большего. Они обманным путём решают проникнуть на следующий уровень, естественно без духовных практик – ведь олигархи-улитки не хотят долго ползти по склону, а получить всё и сразу. Что из этого получится? Читайте книгу.

С другой стороны, бывшая Федина одноклассница Таня – оказывается в унизительной ситуации благодаря стартапу Дамина и Фединому поиску счастья. Её судьба и так была тяжела и несчастна, ведь всю жизнь люди оценивали её лишь как кусок мяса, причём началось всё с самого детства, когда на неё заглядывался сосед-педофил. Но молодость проходит, и Таня остаётся одна – без семьи и достойных средств к существованию. Федя тоже является её недовлетворённостью, ведь не разглядела она в школе будущего олигарха, а теперь поздно пить боржоми, когда почки отлетели.

Однажды Таня встречает представительниц секты радикальных феминисток, который можно просто назвать культом космической вагины. С помощью древней магии адептки этого культа получают тайные космические знания, благодаря которым они могут влиять на людей и изменять их сознание. Собственно, происходит почти то же, что и с олигархами – обманным путём, без праведных духовных практик они фактически воруют тайные знания из условного космоса и используют их во зло.

И вот давайте же на этой ноте перейдём к вопросу о Пелевине и феминизме. Прежде всего, что такое феминизм? Он означает всего лишь борьбу за женские права, причем как в юридическом, так и морально-этическом смысле. Собственно, это и есть основа основ, и первая волна феминизма опиралась именно на неё. Далее, конечно, в феминизме появилось куча ответвлений, некоторые из которых это определение для себя не принимают. Например, радфемки - их мышление находится в русле "мы свой новый мир построим, перережем, перекроим". Но, как показывает Пелевин в романе, это как менять шило на мыло. Пелевин видит абсурдность в радикальном феминизме, но он же насмехается над традиционными патриархальными штампами (чего только стоит поведение Феди на пути его "деградации").

Антифеминист в Америке - это не не тот человек, который пытается оспорить тезис о равных правах и загнать женщину на кухню. В России, к сожалению, совсем другая риторика, ведь даже на "серьёзных" политических дебатах на этом самом полном серьёзе говорят о предназначении женщины варить детей и рожать борщи. Однако, я не вижу в романах Пелевина и намёка на подобную риторику. Пелевин просто издевается над всем, что считает абсурдным. И, если дела касается феминистского движения, то речь о конкретной политике и риторике движения, а не о тезисе о равноправии.

Любое движение, идею и идеологию можно довести до абсурда. Знаете, коммунизм ведь тоже про то, что все животные равны, а не о том, что некоторые животные всё же равнее. Так и тут. У абсурда границ нет так же, как нет границ у человеческой глупости. И именно над глупостью и узостью мышления Пелевин насмехается в своём романе. Он показывает нам, что человек только сам может прийти к знаниям, забраться на вершину Фудзи, но насильно просветление в него не впихнёшь.

В общем, товарищи критики, узбагойтесь! А роман очень крут.

Ветка комментариев


Можно, конечно, хотя в случае с героями этого романа, они этого света разума испугались, как огня)