Больше рецензий

Ximymra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба в штатском

6 октября 2018 г. 15:20

513

5 Земля у нас богата, порядка в ней лишь нет =0)

Объять необъятное, рассекретить секретное, распутать запутанное, найти логику там, где ее как будто бы нет - это все про эту небольшую, меньше 300 стр. книгу.

Административно-бюрократическая жизнь на излете империи (1800-1917гг) - это самый противоречивый, сложный, толком не изученый отрезок в истории управления государством Российским. С одной стороны - обильная документированность (ну просто вал мемуаров, протоколов, законов, предписаний, писем, указов и прочей бумаги), с другой - огромное количество персонажей (губернаторы, столоначальники, министры, графы и прочие князья), каждый со своей мотивацией и целями, каждый сам себе на уме и тянет одеяло на себя, и каждый врет про себя, про врагов и еще больше - про друзей. Врет в мемуарах, протоколах, законах, предписаниях, письмах, указах...

Кирилл Соловьев сделал беспрецедентную попытку этот разношерстный материал исследовать и в нем разобраться. Попытка героическая и вполне удавшаяся, жаль только, что книжка такая маленькая, я лично с удовольствием бы и пятитомник на эту тему прочитала - настолько тема забористая!

На первый взгляд текст может показаться сумбурным (несмотря на хорошую структурированность и разбивку на главы), но - это лишь отражение того тотального сумбура, который представлял из себя управленческий аппарат империи в то время.

К 19в. госаппарат уже успел обрасти традициями, смысл которых никто не помнил, должностями, департаментами, комиссиями, канцеляриями, комитетами - чьи сферы компетенции дублировали и перекрывали друг друга (часто не без умысла: "смотри за смотрящим"). Специализация? Нет, не слышали! Четких границ деятельности и обязанностей ни у кого не было, все занимались всем и по большей части никто не знал, кто чем занимается, т.к. из-за жесткой бюрократической конкуренции связи между отделами/департаментами отсутствовали напрочь.

Реформировать всю эту сволочь, бесконечно переписывающую бумажки, никем не читаемые, в принципе не представлялось возможным - ведь с каждого "комитета" кормились тысячи чиновников, которые только и умели бумажки переписывать. Кроме того, если начать лишать власть имущих денежных и почетных должностей или - еще хуже - заставить его по-настоящему работать и выдавать какой-нибудь результат - эдак на троне долго не усидишь. Кстати, о троне.

Система управления замыкалась на одной-единственной личности, которая до икоты боялась "визирства", т.е. могущественных министров. Сия одна-единственная личность пыталась поэтому все важные дела решать сама с собой, но управлять огромным государством будь ты даже гений - в одиночку невозможно. Особенно при отсутствии образования (а Романовы, как мы знаем, все были сугубо военными, но даже и в военных делах разбирались никак).

Цари боялись министров, стравливали их между собой, устраивали им профилактические ротации (сегодня отвечаешь за культуру, завтра - за сельское хозяйство), в пику аристократам возвышали простолюдинов. В двух словах их кадровую политику можно описать как "пальцем в небо". Иногда самодержец замечал какого-нибудь талантливого чиновника и делал из него большого человека, а чаще - вынужден был назначать на ответственный пост титулованного балбеса из могущественного клана для ради поддержки тронной табуретки. В результате среднее арифметическое государственной пользы равнялось нулю.

Министры (самого названия "министр" тщательно избегали, но по сути это были они) отвечали царям взаимностью - безудержно и бессовестно пропихивали им, царям, выгодные только им, министрам, решения ("всеподданнейший доклад"), нагромождали горы лжи о состоянии дел в империи, а чаще им даже лгать не приходилось - они сами мало что знали (см. Отсутствие быстрых средств связи и Ничтожность местной администрации, которая одна только и могла дать отчет). Грызня, интриги, подковерная война - за последние сто лет империи лишь единицы госдеятелей уходили в отставку мирным путем.

Но это все лирика, а суть в том, что "Хозяин земли русской" - отличная научная монография, написанная живым и безыскусным языком, без академического умничанья и без заигрывания с читателем. Библиография имеется. Схемы и картинки прилагаются.

Итоги: читать всем интересующимся менеджментом и менеджерами =0)

Комментарии


Эта тема очень интересна и во многих аспектах весьма полезна для изучения. Но у меня в последнее время закрадывается сомнение при изучении вопросов истории России - есть ли в принципе методологический смысл монографически всеобъёмно описывать историю российского (или любого другого иностранного) чиновничества. Ведь это сродни попытке составить карту окружающей нас кислородной массы, описывать можно с интересом очень долго, но и всей жизни не хватит. Видимо, в таких случаях всё-таки наиболее перспективен проектно- проблемный подход по типу аспекты взаимовлияния - русское чиновничество и наполеоновские войны, русское чиновничество и декабристское движение, русское чиновничество и кавказская война и. т. д. - и только пройдя этап отдельных монографических частностей переходить к наиболее широким обобщениям...
---
Прошу прощения за многословность, но очень заинтересовала затронутая Вами тема и нахлынули размышления.


Соловьев притронулся только к верхушке айсберга =0) в книге он очень кратко (но не без интересных подробностей) описывает в общем систему управления страной под конец 19в. Без такого "вводного курса" частные темы типа "чиновничество и.." - останутся непонятыми, т.к. не будет цельного представления о государственной системе, о министерствах, должностях и взаимозависимостях/подчинении/иерархии.

Уже сейчас, читая классику, не то что дети - 90% взрослых не понимают, что такое все эти "статские советники" и трагедии "маленького человека", на чем основаны конфликты, в чем смысл сюжетных коллизий. Невозможно понять, в чем соль бОльшей части текстов, написанных на рубеже 19-20вв без специального исторического экскурса, т.к. "госслужба" и "чиновник" пронизывала жизнь людей того времени точно так же, как сегодня "бизнес", "финансы", "маркетинг" стали неотъемлемой частью нашей с вами жизни.

Тут бы сначала наметить список проблем, вопросов и очертить круг интересов (что и сделал Соловьев), а потом закапываться в частности. Накопав "частностей" - можно уже сложить их в общую кучу и выстраивать научные гипотезо-концепции-теории.