Больше рецензий

Deliann

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 октября 2018 г. 19:31

530

3

«Инициация» Лэрда Баррона – вторая книга, вышедшая в серии «Мастера ужасов», первой были «Судные дни» Адама Нэвилла. И если с творчеством Нэвилла я был знаком ранее, то произведения Баррона читать не доводилось. Забавно, что, несмотря на большое различие между книгами, у серии — по крайней мере пока — можно выделить общие тенденции в выборе романов. Это ужасы современных авторов, ранее не издававшиеся в нашей стране. В основе сюжетов лежат культы/секты, упор делается на психологический ужас и переживания героя, а не на обилие насилия и натуралистические подробности. У книг очень стильные и крутые обложки, благодаря которым эти томики хочется приобрести себе в коллекцию. Этому желанию способствует и демократичная цена. Лично для меня главная беда серии в том, что от современного хоррора я жду немного другого, и тема таинственных культов меня вообще не привлекает. Впрочем, разговор о серии в целом продолжим как-нибудь в другой раз, тем более выпуск третьей книги, «Жертвоприношения» Грэма Мастертона, обещают уже в апреле этого года. Скажу только, что пока я гораздо охотнее приобретаю себе в коллекцию книги серии «Самая страшная книга», нежели этой.
«Инициация» (в оригинале — «The Croning», но перевести это название на русский очень проблематично, т.к. crone — старуха, карга, а вариант «Остарушивание» совершенно не благозвучен, так что адаптация названия неплохая) – это первый и пока единственный роман Лэрда Баррона. Его жанр можно определить как смесь ужасов с вирдом (так называемой «странной прозой»). Сюжет вертится вокруг Дона Мельника, восьмидесятилетнего геолога, которому повезло жениться на Мишель и прожить с ней в любви и согласии несколько десятков лет. Правда временами в памяти Дона всплывают обрывки видений жутких событий, на периферии зрения возникают страшные образы, а в повседневной жизни происходит какая-то чертовщина. Но все это мелочи, всего лишь старческая деменция. Или все-таки нет?
И да, сюжет в этой книге именно «вертится». Роман пестрит огромным количеством деталей, наблюдений, побочных историй, которые играют на атмосферу и раскрытие персонажа, но к сюжету имеют лишь косвенное отношение. И для меня это стало серьезной проблемой. Я не люблю книги без интриги, не люблю во время чтения задаваться вопросом, что вообще происходит, и не люблю, когда экспозиция романа длится добрых 250 страниц (это при общем объеме в 440 страниц). И все, что я не люблю, «Инициация» берет на вооружение как особые фишки. А сюжет благополучно отходит на второй план и не возвращается оттуда вообще.
Зато у нас есть превосходная темная и мрачная атмосфера. Угнетенность и напряжение впрыскивается в читателя помаленьку, но очень эффективно. Острых ощущений страха от книги ждать не стоит, а вот вязкого и тягучего ужаса, который обволакивает, но не давит на болевые точки, будет в избытке. Персонажи раскрыты в достаточной мере, хотя по-настоящему живыми получились только главный герой и его жена. Все остальные будто фигуры в тумане, что также играет на атмосферу. Действительно страшных моментов в книге нет, если только не считать весь роман за очень растянутый страшный момент.
Пожалуй, главной отрицательной чертой романа для меня стали бесконечные недомолвки в духе Лавкрафта. Все эти «он увидел существо, это был не слон и не ленивец» и «он заглянул в пакет и пришел в ужас, после чего плохо спал всю ночь» без конкретных описаний ужасов я плохо перевариваю. Многое автор дает на откуп фантазии читателя, но я в этом плане человек простой: нет описания того, чего бояться, — значит, нечего бояться.
Книгу рекомендую всем любителям произведений очень насыщенных в плане атмосферы, не боящихся пустоты в плане сюжета.