Больше рецензий

CaptainAfrika

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 октября 2018 г. 19:04

5K

4 Мирный человек с незаурядной судьбой

Трудно представить себе книгу с более неподходящим названием. Шантарам - "мирный человек" или "человек, которому Бог даровал мирную судьбу".
Как известно, именно это имя присваивается главному герою романа Грегори Дэвида Робертса родителями его друга Прабакера. Большой вопрос, подходит ли это имя самому герою. Но вот роману однозначно нет. Хотя звучит красиво, рифмуясь подсознательно со словом "балаган" или чем-то в этом роде. Эти ассоциации, рождённые нашим незнанием маратхи, куда больше соответствуют яркому, неровному, экзотическому миру романа. Романа, который очень интересно читать, который впечатляет и захватывает, играя на наших непосредственных и довольно простых эмоциях и чувствах.
Трудно назвать "Шантарам" великой книгой, как кричат об этом обложки. И уровень героев не тот, и коллизии мелковаты, а количество штампов зашкаливает. Ведь Робертс задействует настолько устойчивые сюжетные схемы и жанровые клише, что роман оказывается крепко-накрепко связан с традициями мировой беллетристики. В нём есть зачатки и детектива, и травелога, и дневниковой прозы, и простой любовной истории. Да и образ главного героя настолько вписан в эту канву, что приходится признать: перед нами далеко не изящная, стилистически несовершенна книга, но абсолютно очаровательная в своей простоте и яркости.

В лице главного героя - Линдсея - мы в очередной раз встречаемся с бессмертным образом Жана Вальжана, беглого каторжника из романа Виктора Гюго "Отверженные". Именно поэтому нам так симпатичен Лин из "Шантарама". Как и Жан Вальжан, он представлят собой тип благородного преступника, оступившегося человека, но содержащего себя в нравственной чистоте. Как и Жан Вальжан, Лин меняет имена, скрывается, искренне любит и помогает всем подряд. Читатель с особой любовью, состраданием и любопытством относится к таким персонажам. Ипостась "мирного человека" несколько разочаровывает. Герой интересен, в первую очередь, как преступник, грабитель, наркоман, человек почти со дна, оказавшийся в бегах - чужак в совершенно новой для него стране: как он выкрутится из ситуаций, которые одна сложнее другой. Ведь так не хочется понижать заданный изначально градус этой неповторимой харизмы героя.
Судьба швыряет его в разные стороны. И это более всего поражает в книге: незаурядность жизненного пути Лина. Кажется, для одного человека слишком много : грабежи, побег из тюрьмы, жизнь в индийских трущобах, борьба с холерой, вступление в ряды мафии, хорошие друзья, плохие друзья, обретение отца и его потеря, снова тюрьма, перестрелки, побои, мотоциклы, война, месть, прощение... .
Герой живёт настолько в событийно плотном потоке реальности, что это совершенно не тянет на автобиографию. Да это и не автобиографический роман. Робертс замечательно почувствовал, что играя с жанром автобиографии, можно получить большие дивиденды. Одно из главных наслаждений, которое даёт "Шантарам" - это удивление читателя именно от необычайности этой "автобиографии". Было на самом деле или не было или частично было - вот что цепляет в процессе чтения. А вовсе не псевдофилософские рассуждения и не сомнительного качества любовная линия.
Робертс признаётся, что для него было важным заинтересовать читателя. Многолетнее написание романа по частям, когда и герои, и диалоги, и ситуации неизбежно видоизменялись, достраивались привело, конечно, к стилистической неровности, повторам, забеганиям вперёд. Но роман всё же состоялся и способен вызвать живое чувство. Три кита, на которых он уверенно держится - это Индия, индийцы и удивительные повороты жизненного пути главного героя.
Если можно говорить о Болливуде в романном воплощении - это "Шантарам". Книга, которая впечатляет, удивляет, которая предлагает множество картинок, красивых и страшных, помогает почувствовать запахи и звуки, испытать базовые эмоции. Всё, что нужно для крепкой беллетристики.