Больше рецензий

3 октября 2018 г. 06:41

1K

4 Куда делся коммандер Дэлглиш?

Роман Джеймс “Черная башня” насыщен пессимизмом и обладает одной особенностью- командер Дэлглиш пропадает на время с горизонта, оставляя вместо себя физическую оболочку, статиста.
Все персонажи разбиваются на четыре группы: первый- врачи и младший медперсонал, второй- больные, третий- живущие на территории пансионата и каким- то образом участвующие в ее жизни, четвертый- Дэлглиш. В двух первых группах персонажи живут своей обособленной эгоистичной жизнью, врачи используют больных в своих целях, больные- врачей в своих неведомых играх, среди больных разобщенность по социальному статусу и материальному положению, не наблюдается никакой моральной поддержки друг друга и дружеского сближения на почве физической ущербности вследствии болезни и совместного проживания в одном месте. (Пример других отношений в романе Джозефины Тэй "Дочь времени"). Неизбежные пересечения членов групп ведут к усилению конфронтации и обострению межличностных отношений.
Дэлглиш, прибывший в пансионат после двух смертей, и нащупавший следы неестественной смерти отца Бэддли и проявившему в первый момент активность, вдруг проявляет полную инертность, нежелание вникать в жизнь пансионата, полное безразличие к причинам смерти отца Бэддли, душевного отсутствия при своем физическом присутствии, являясь лишь статистом при двух последующих смертях.
Детектив, как жанр, может работать лишь при наличии противоречия между Сыщиком и Убийцей, в борьбе этих двух противоречий рождается действие. Убийца проявляется в действиях Сыщика, а Сыщик становится видимым в результате действий Убийцы. Автор в романе настолько хорошо спрятал Убийцу, что ни у Дэлглиша, ни у полиции не возникло никаких сомнений насчет естественности всех смертей. Дэлглиш- это не совершивший убийство, представитель группы "невинных", и постепенно все персонажи перешли в этот класс, составив из себя единство, (одно), группы “невинных” без наличия Убийцы. Они стали всем окружающим. Дэлглишу проявляться в своей противоположности, в своем ином не стало возможности, и он пропал, остался человек Дэлглиш, бездушный статист, фиксирующий особенности двух последующих смертей, но пропал коммандер Дэлглиш. Остановись автор на первых двух смертях и детектива бы не стало, автору надо было бы переходить на что- нибудь другое, например, психологические описания душевных переживаний персонажей с целью показать разобщенность и болезненность всего общества на примере маленькой группки людей, практически не имеющих возможность покинуть группу без потери социального статуса или/и материального благополучия.
Автору, видимо желая остаться в рамках детективного жанра и не переходить в реалистический роман с убийствами, пришлось совершить еще два убийства, что, согласитесь, многовато для классического детектива, и вложить озарение в голову Дэлглиша, предпосылки которому создала еще в начале романа, возвратив читателю коммандера. Это снизило восприятие романа не в лучшую сторону.
Рекомендовать к прочтению не осмеливаюсь.
VladimirPetrov838

Источник