Больше рецензий

Anthropos

Эксперт

Человек в пальто, смотритель луж

2 октября 2018 г. 21:13

7K

3.5 Любовь – это когда хорошим людям плохо ©

Я долго пытался понять, является ли Кемаль – главный герой романа Памука – хорошим человеком. Вначале романа он вызывал стойкое отвращение. За свое потребительское отношение к вещам и людям вокруг, за поведение, не вписывающееся ни в турецкие, ни в общечеловеческие нормы, за трусость, за бесконечный эгоизм. Постепенно отношение к нему немного изменилось, он мне не стал близок или симпатичен, но плохого, отрицательного героя я тоже перестал в нем видеть, только человека слабого, чью слабость оправдать не получается, но это по большому счету неважно. Другие герои тоже неплохие, некоторые даже очень хорошие (например, шофер мне был очень симпатичен). И все эти люди живут и ждут счастья, страдают и любят. Многим из них плохо, но ведь иначе не получилось бы романа. Как намекает сам Памук, о счастливой любви нечего писать.

По настоящему отвратительно в романе другое – идея музея невинности. Я очень люблю музеи. Исторические, краеведческие, больше всего художественные. Во всех них можно увидеть тот или иной срез культуры, как люди жили, чем занимались, какие образы увековечивали сотни лет назад или совсем недавно. Гораздо меньше я люблю мемориальные музеи, посвященные какому-то человеку. В таком месте мне всегда очень неловко и хочется поскорее уйти. Но даже такой музей об одном человеке – это место воспоминаний о нем других людей, то есть он создается и пополняется неким коллективом и является воплощением их сознательных и бессознательных оценок этого человека, как правило, уже умершего. Это важно для сохранения памяти об этой личности, потому по большому счету я ничего против не имею, хотя посещаю подобные музеи редко. Но я категорически не могу принять идею главного героя, который превратил всю свою жизнь, все свои чувства в музей ненужных вещей. Отвратительна сама мысль, что можно собирать грязные ложки и окурки любимого человека, чтобы потом выставить их на публику. Я в некоторых вещах брезглив, но дело даже не в этом. Отвратителен сам принцип подмены живого эгоистичным фетишизмом. Мне в процессе чтения очень сильно захотелось выкинуть в мусорку все те билетики, магнитики и небольшие сувениры, которые я порой оставлял на память о каком-то событии, к счастью, почти все они хранятся в доме родителей, потому поспешного поступка я благополучно избежал. Я было подумал, что у героя просто-напросто психическое отклонение, но тогда бы мне пришлось обвинить в этом и автора книги, который героя и ситуацию ненормальными не считает, скорее напротив. А назвать еще и автора ненормальным я не готов, хотя бы потому, что одна знакомая мне этого не простит. К тому же, Памук к концу книги меня немного убедил в необходимости такого музея по крайней мере в реальности, в Стамбуле. Он говорит, что музей тоже показывает срез культуры, пусть и через вещи всего двух людей. Пусть так, музей реальный в моих глазах почти оправдан, к тому же сама идея выхода книги за поля бумаги является замечательной, да и парочкам, потенциально ищущим уединения в том музее, я могу симпатизировать. Идею музея в том виде, как она показана в книге, принять не могу, никак.

Памук написал историю о несчастной любви, которой мне посочувствовать почти не получилось. То ли герои мне не близки, то ли обстоятельства не слишком понятны. Любовь турецкая оказалась не такой как любовь российская, хотя вроде люди везде примерно одинаковые. К тому же история слишком предсказуема, практически с начала в целом понятно, как все будет идти и чем закончится, это тоже не прибавило мне интереса к книге.

Не скажу, что мне все не понравилось. Книга написана хорошо, стиль и слог на высоте, даже если перевод в самом деле не лучший, понятно почему Памука так любят. Хороши виды Стамбула, показанные обильно, но не навязчиво, фоном. Я больше узнал о истории Турции, культурных особенностях и противоречиях. Кстати последние сильно изменили отношение к стране, если бы я с детства лелеял мечту переехать в Турцию на постоянное место жительства, то после этой книги я вполне мог бы передумать. Очень мне понравилась смена рассказчика в конце романа. Не сама по себе, идея-то не новая, а именно как это подано – осторожно, я бы даже сказал немного неловко, из-за чего автор из абстрактной личности, обитающей где-то на Парнасе, внезапно стал личностью реальной, живым и почти близким человеком, это здорово.

Сложно, очень сложно оценить эту книгу. Но о прочтении не жалею. С Памуком я долго откладывал знакомство, теперь оно состоялось. Может быть когда-нибудь прочитаю еще что-нибудь, вряд ли скоро.

За настойчивые рекомендации благодарю Raija . Женя, не бей меня сильно за эту рецензию, ладно?)

Ветка комментариев


Спасибо, учту Ваш опыт!
А как к музею отнеслись? Я вот считаю, героя фетишистом, Женя меня пытается убедить, что нет, вполне нормальное поведение. Вы как думаете?


Ну если это нормальное поведение, тогда я точно ненормальный :)))
Турки оказались в целом непонятными для меня, а герой "Музея невинности" -- самый непонятный из всех турок.
Таких "однолюбов" никогда в жизни не встречал и, думаю, их и в природе не существует. Разве что можно увидеть такого в очереди к кабинету психиатра. Именно у кабинета, поскольку в стационаре им делать нечего: пациент не опасен ни для себя, ни для окружающих. Хотя свою жизнь он и разрушил, он имел на то полное право.

Памуку надо таки открыть такой музей в Стамбуле. От посетителей не будет отбоя. Я бы и сам заглянул, если бы очутился поблизости :)

У меня тоже есть подобный музей. В нём хранятся вещи, связанные с женщинами. Правда, он сильно отличается от Памуковского.
Во-первых, он хранит память не об одной женщине.
Во-вторых, от каждой осталось только по одному предмету. И это, разумеется, не бычки от выкуренных вдвоём косяков.
А самое главное, сбор коллекции -- не главное дело моей жизни :)))

Люблю анекдот про коллекционеров запахов.


Прощальный бал в гусарском военном училище. Старый полковник обращается к выпускникам с напутствием:
-- Гусары, вы сейчас отправитесь в разные уголки империи, чтобы служить государю. Будьте же достойны гусарских традиций! -- Вынимает из кармана шкатулку вроде портсигара из красного дерева, отделанную серебром, и продолжает: -- Всякий раз как я овладевал очередной женщиной, я незаметно выдёргивал у неё один волосок сами понимаете откуда. И вот теперь, когда годы мои уж не те, я помню каждую из этих достойных дам...
Полковник приоткрывает шкатулку, нюхает из неё. На его устах блуждает романтическая улыбка...
Новоиспечённый корнет:
-- А можно и мне понюхать?
-- Разумеется, юноша.
Корнеты нюхают по очереди. Все восхищены...
Проходит пять лет, и вот на манёврах один из тех выпускников, теперь уже поручик, видит своего наставника. Подходит к нему и почтительно говорит:
-- Товарищ полковник! [или как там было положено обращаться?] Я на всю жизнь запомнил вашу напутственную речь. Разрешите теперь отчитаться за прошедшие годы!
С этими словами от достаёт шкатулку вроде портсигара из красного дерева, отделанную серебром, и протягивает её полковнику. Тот приоткрывает, нюхает раз... ещё раз... и говорит:
-- Близко к жопе рвёте, юноша... слишком близко к жопе...


Как видим, коллекция коллекции рознь.


Так в том и суть, что Памук создал такой музей. Вот тут его сайт.
Герой безусловно со своей жизнью может делать, что угодно. Но ведь это и других задевает. Бизнес, доставшийся от отца развалил, семью фактически разъединил, про Сибель - первую девушку, на которой хотел жениться - я уж и не говорю (к счастью, та молодец, справилась).


Вот это правильно (это про музей). Сейчас вспоминаю: карта прилагалась к тексту книги, но я тогда не воспринял её всерьёз, думал, это просто иллюстрация.
А с доставшимся в наследство бизнесом человек тоже может делать что хочет. С семьёй сложнее, но и тут человек имеет право строить свою жизнь без оглядки на семью. Хотя и не без оглядки на людей -- вот в этом сложность.
Что же касается невесты, ей просто не повезло. Не судьба. А может, и наоборот. Сомневаюсь, что с таким придурком она была бы счастлива. Он как творческая личность обязательно придумал бы какую-нибудь ерунду и для неё :)))