Больше рецензий

2 октября 2018 г. 17:20

2K

4 "Гартóлла – большой закрытый шестиколесный конный экипаж с подвижной «пяткой»."

"Эрхегорд" стал моей второй книгой из серии "Terra Incognita" от Росмэн, и, насколько я понимаю, он отличается от других подростковых книг данного издательства. В этом произведении главный герой, в отличие от других книг серии, не является подростком. Возможно, я пропустил указание возраста героя, но судя по событиям книги, безымянному протагонисту не может быть меньше 18 лет. Это, пожалуй, накладывает на книгу некоторый отпечаток, так что я бы не назвал ее подростковой. Кроме взрослого героя, отнести данное произведение к жанру подростковой литературы мешает отсутствие некого морализаторства, моментов, которые пропагандирует ценность дружбы, доброты и пр. Нет, в книге есть добрые персонажи, которые жертвуют своими личными интересами в пользу других, но мотив ценности дружбы отсутствует или является далеко не основным (вообще, взаимоотношениям персонажей здесь уделено не очень много внимания, но об этом позже). Кроме того, при прочтении мне показалось, что книгу специально "смягчали", чтобы она смогла участвовать в конкурсе "Новая детская книга". Например, один из персонажей принципиально никого не убивает после определенного инцидента, но, как мне кажется, эта черта введена только для того, чтобы персонаж, по характеру довольно буйный, не убивал врагов пачками во время стычек, что было бы для него вполне естественно. Такое стремление "смягчить" роман проявляется и в других моментах, что, на мой взгляд, расходится с мрачной атмосферой "Эрхегорда" - книге не хватает крови.

Вообще, атмосфера - одно из достоинств книги. Не могу сказать, что все средства, которые автор использовал для ее создания, пришлись книге на пользу. Например, Рудашевский придумал для "Эрхегорда" множество новых понятий, как, например, телега с шестью колесами. "Не приделывай телеге пятое колесо" - хорошо, приделаем аж до шестого - про шестое же в поговорке ничего нет? И таких примеров довольно много: особая порода собак - "лечавка" - ее подробного описания нет (или я его быстро забыл), а встречается она довольно часто, и читатель волен сам подставлять на место этой "лечавки" любое четвероногое, которое предложит ему фантазия; некие музыкальные инструменты без описания, что не позволяет понять, какую примерно музыку играют в мире "Эрхегорда" - предпочитают ли, например, струнные или духовые? Излишние географические штудии тоже не представляют особого интереса - очень маловероятно, что читатель сможет запомнить десятки названий народов, стран, местностей, которые употребляются в романе. Без всего этого набора новых слов можно было бы, на мой взгляд, обойтись, и атмосфера книги не просто не пострадала бы, а даже улучшилась.

Но создание атмосферы более "классическими" методами у автора удалось. Пребывание героя в окруженном непроходимым туманом городе передано весьма неплохо, создается такое ощущение, что Багульдин осаждается таинственными неведомыми силами. Интересен и сам туман, как и все, что касается истории мира "Эрхегорда". Рудашевскому удалось, на мой взгляд, создать атмосферу загадочности и таинственности как вокруг непосредственных событий книги, так и вокруг событий, произошедших за много лет до начала сюжета. Предыстория мира неплохо проработана, что делает его более живым, позволяет глубже окунуться в мрачную атмосферу романа. Впрочем, есть один субъективный недостаток, хоть и совсем незначительный - на воображаемой карте "Эхрегорда" очень много пустых пятен - неисследованных земель, что довольно странно, ведь люди населяют земли Эрхегорда не одну тысячу лет.

Но все это внимание к миру, его истории и тайнам имеет обратную сторону. "Эрехгорд" - книга не про отважных героев, прекрасных дев и коварных злодеев. Это книга про Багульдин, туман, лигуры, земли Эрхегорда, и герои здесь нужны только для того, чтобы автор через них мог рассказать читателю о мире романа. Главный герой здесь не является абсолютной пустышкой, но он играет роль "следователя", и именно это его главная черта, роль и цель - продвигаться дальше в изучении тайн земель "Эрхегорда". Второстепенные персонажи не плохи и не хороши - спустя несколько недель я даже помню их имена и образы, но ни один из них не понравился мне по-настоящему.

Таким образом, "Эрхегорд" - довольно интересная, атмосферная книга, которой не помешало бы избавиться от излишней географической подробности, излишних новых слов, предметов, животных, но приобрести чуть больше крови и жестокости. Тогда, на мой взгляд, "Эрхегорд" был бы вполне хороших образцом темного фэнтези, благо мрачная атмосфера у него уже есть.