Больше рецензий

frabylu

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 сентября 2018 г. 19:30

515

5 «Каждый раз, когда я пишу тебе, я хочу писать как ты, высказать себя по-твоему…»

А. 9:27
Есть кто? парни, кто ещё читал «Письма» кроме меня?
Это же писец какой-то!!!

В. 9:28
Доброе утро, Анастасия). Есть я, Андрей, наверное, ещё спит.
Полагаю, ты про переписку между Цветаевой, Пастернаком и Рильке? Я читал. И Андрей, если меня не подводит память, тоже собирался прочитать.

А. 9:28
А, кул. да, про нее самую. поговори со мной, я фшоке от этой книги!

В. 9:28
Что случилось?

А. 9:29
Катастрофа!!! пока читала, чуть читалку не разбила!! если бы встретила в жизни эту стерву, придушила бы >< как же она меня выбесила! и пастернак ещё этот, боречка, блин, сопля зеленая, сынок папенькин, а не боречка. ну как можно быть таким?!

В. 9:29
Да каким «таким»? Не понимаю, что случилось. Успокойся, объясни по порядку.

А. 9:29
Фффф, хорошо, ща
А. 9:33
Вот смотри. есть женщина по имени Марина, творческая натура, все такое. у нее есть муж и дети. и у нее роман. по переписке. с мужчиной из другой страны по имени Борис. ладно, я могу сделать скидку на то, что она Поэт и он Поэт, да и муж у нее понимающий ангел, такчт мне тем боле не след ее осуждать. НО! но она динамщица натуральная! чел пишет ей, что любит ее и все такое, а она ему: «я не люблю любовь!», «нам противопоказано встречаться лицом к лицу, мы сразу же наскучим и разонравимся друг другу», «посылаю с оказией поэму про своего бывшего, напиши, что о ней думаешь», «не вздумай приезжать ко мне», «ну что бы мы стали делать при встрече?»

F. 9:33
«поехали бы к Рильке?»

А. 9:33
Ха, смешно.
О, Андрусь проснулся. хаюшки
Ну то есть да, смешно, конечно, ведь она ему так и написала, но смысл не в этом. мне кажется, она к нему премерзко относилась, пользовалась, дразнила, душу выматывала
И всё — одними лишь письмами! ну как так можно-то? это же подло!

В. 9:34
В том-то и дело, Анастасия! Как она им пользовалась-то по переписке?
Мне кажется, ты не права. Ведь можно же любить человека, даже ни разу не видев его вживую, чувствовать потрясающее сродство душ — и при этом банально бояться встречи. От общения с родной душой тяжело отказаться, даже если приходится выдерживать дистанцию. К тому же они оба поэты — с похожими биографиями, чувствующие духовную близость, взволнованные одними и теми же темами, симпатизирующие друг другу. Не одна Цветаева посылала Пастернаку стихи, он тоже отправлял ей свои. Это было взаимно.

А. 9:35
Ага, взаимно, как же

В. 9:35
Мне они показались очень милыми — миловидными, милующимися и милостивыми. Это же не просто переписка, это диалог душ. Анастасия, это ведь тяжело — прислать кому-то сырые стихи, написанные в минуту слабости. Для этого требуется предельное или даже беспредельное доверие.

А. 9:35
Не знаю, не знаю.. Марина эта меня всю дорогу раздражала. и текст еще непростой, и отвлекаешься еще от него постоянно на осмысление их отношений. и Борис этот — жена, сын, а он всё «Мариночка то, Мариночка сё, люблю тебя, не могу»
и Рильке! за Рильке обидно!

В. 9:36
А, припоминаю, ты вроде бы говорила, что хочешь прочитать эту книгу из-за Рильке? И обидно тебе из-за того, что… ?

А. 9:42
Ну ты представь: никого не трогаешь, сидишь себе в санатории, умираешь, и тут приходит письмо из некогда любимой России от близкого друга. пишешь ему сентиментальное письмо. потом — от его сына, молодого известного поэта. и ему пишешь, причем по-доброму, искренне. а он тебе в ответ — просьбу написать своей подруге, тоже поэтессе, да еще послать ей свои книги, и все это — в облаке восторгов. ну ладно, в санатории все равно заняться нечем, и ты пишешь и той, и другому. поэтесса, слава богу, оказывается хотя бы стоящей и отзывчивой, отвечает мгновенно, даже на опережение, присылает свои книги на русском, с комментариями в трудных местах, интересная женщина, тонко чувствующая язык — ну хоть какая-то романтика на склоне лет. но нет же! как всякая женщина, она что-то там сама себе навоображала и сама же обиделась! а поэт тот — вообще не ответил! ну что за молодежь не воспитанная! и главное, никто не верит, что ты действительно плохо себя чувствуешь. предают и люди, и тело. и только воображение все так же верно служит.
Черт, сейчас поняла: наверное, я так расчувствовалась, потому что всю книгу Рильке умирал
:-(

F. 9:42
вообще-то не из России, отец Пастернака жил тогда в Берлине

В. 9:42
Прошу, не грусти!) Это же было так давно!

А. 9:42
Все равно грустно

В. 9:42
Ну хочешь, я расскажу, чем мне книга понравилась? Понятное дело, я воспринял её совсем не так как ты, в более позитивном ключе, что ли

А. 9:42
Ну давай, рассказывай

А. 9:50
Василь, ау?
А. 9:51
Сколько можно печатать? ты что, используешь наш диалог, чтобы написать рецку??

А. 9:55
Аууууууу?
А. 9:56
Ну точно, снова простыню-рецку пишет. Василь, мы с тобой как Марина с Борисом — он ей про свои чувства и сны пишет, а она превращает их в поэму, а потом наоборот — она ему пишет, какой он молодец и как они близки, а он ей стихи в ответ. а потом молчание...
А. 9:57
Ладно, может, чисто по-человечески ты и прав, любое общение может приносить пользу. я тебе о своих чувствах пишу, а ты их используешь для рецензии, параллельно эти самые чувства успокаивая, и в итоге я чувствую себя лучше

F. 9:57
а я тогда кто? получается, Рильке?

А. 9:57
Хехе, судя по количеству твоих ответов — да, ты у нас Рильке)) только не умирай, как он, окей? с меня одного раза довольно
Читал, кстати? как тебе книга?

F. 9:58
вообще-то круто. почитал тут, все, что вы понаписали, поржал.

А. 9:58
Что? почему?!?!

В. 9:58
Как я уже писал, переписка Цветаевой и Пастернака показалась мне милой, во многом потому, что этим людям требовалось чувствовать друг к другу небывалое доверие и сродство. Даже если ты состоишь в длительных отношениях — точнее, особенно если — время от времени душе требуется отдушина, способ отвлечься или даже увлечься. Причём, в случае Цветаевой и Пастернака, а затем и Рильке — это был способ увлечься поэзией. Цветаева не раз называла Рильке даже не поэтом, а самой Поэзией. И, как ни посмотри, столь гениальные творцы мыслят иными категориями, но даже если они чувствуют как мы, эти чувства для них воплощаются в совершенно иные мысли и поступки. Поэтому и не стоит относиться к ним как к обычным людям.
Возможно, тебя ещё могло смутить то, что составители сборника часто приписывали Цветаевой (впрочем, думаю, так оно и было) нежелание воспринимать человека реально, говорили, что она придумывает себе какой-то образ, с которым и живёт. Но ведь и это можно понять, даже не оправдывая такой modus operandi вознесённостью творческой натурой или её богатым воображением. Все люди вообще склонны к недопониманиям, а Цветаева в частности склонна придумывать иллюзорный мир не из-за, а ради творчества. Каждое мгновение жизни — кроме самых бытовых, пожалуй, её сторон, — находило в ней отклик и тут же фантастически преображалось с тем, чтобы позднее найти воплощение в стихах. И пока Цветаева была жива, она помнила только то иллюзорное, что подсказало ей воображение. Пастернак, мне кажется, хорошо подругу в этом понимал и любил даже не столько её саму, сколько её природу. А вот Рильке, с ней почти не знакомый, оказался к этому не готов, однако тоже сумел понять — ведь и он поэт.
Вся книга в целом, на мой взгляд, не подойдёт обывателю, её сможет оценить только натура, склонная к страстям и поэтичности.
Но даже при такой изначальной внутренней готовности нужно помнить о многом. Рильке здесь хотя и является движущей силой, всё-таки скорее представлен как Бог, Божество, Стихия — стихия поэзии, конечно, — чем реальный человек. Как говорила сама Цветаева, иногда он проговаривался на ангельском языке. С самого начала книги он был одной ногой в могиле, уже разрытой и обдающей читателя холодом своего развороченного нутра, и об этом тоже стоит помнить. И ещё одно: мучительные поиски совершенства часто говорят о мучительной неуверенности в себе — так оно и оказалось с Пастернаком. Я никогда не думал, что он такой, поэтому соприкоснувшись в письмах с этой стороной его личности был по меньшей мере удивлён. Может быть, я покажусь несправедливым (чего не хотелось бы), но после чтения этих писем у меня сложилось впечатление, что их писали друг другу не люди, а Орфей, влюблённая в Орфея Эвридика и Гомер — получеловек-полулегенда. Да, о мифологии тоже стоит помнить.
В. 9:59
Вот как-то так. Анастасия, что скажешь?

F. 10:02
не знаю, что скажет Настя, но я тебе скажу, что ты тоже не прав. хотя рассуждаешь красиво, этого не отнять.

В. 10:02
Андрей, и в чём же я не прав? Вообще-то я не претендовал на истину в последней инстанции, пытался только передать свои чувства более-менее точно.

F. 10:07
проблема не в чувствах — тут каждому свое, как говорится, проблема в общем отношении. круто, что вы воспринимаете их так лично, остро, жúво, Нась, особенно ты. но это не художественное произведение, где можно осуждать автора за то, какое поведение он придумал своим героям, или хвалить за то, что он так красиво все замыслил. и это даже не психологическое исследование, чтобы его героев вообще как бы то ни было оценивать. даже если бы вы познакомились с каждым из них в реале, вы бы все равно не смогли бы точно понять и воссоздать их личность, смогли бы только выстраивать отношения в меру своего понимания. а здесь даже не дневники — переписка. и переписка эта — памятник эпохи, не больше, но и не меньше. такой памятник всегда будет актуален. причем, это памятник не только того, как умирал Рильке (хотя подозреваю, что именно ради такой памяти Цветаева берегла его письма как зеницу сердца), но и того, как он перед смертью познакомился с Цветаевой, и того, какие отношения были у Пастернака с ними обоими, и того, как создавались некоторые из упомянутых в книге произведений каждого из троих.
так что, ребята, не стоит торопиться выстраивать с ними личных отношений, это неразумно. и да, Вась, ты таки был не справедлив: Цветаева — не меньший Орфей, чем Рильке.

В. 10:09
Но она всё-таки женщина, влюблённая в поэзию, поэтому я счёл за лучшее придерживаться пола и мифологии)).
Во всём остальном я, разумеется, с тобой согласен, но своя рубаха ближе к телу, ты же понимаешь.

А. 10:09
Андрусь, ну даешь! пристыдил так пристыдил
ладно-ладно! я еще полчаса назад признала, что была излишне эмоциональна по субъективным причинам, у которых мало общего с реально жившими когда-то людьми, и прочее бла-бла. но я ведь потому и пришла в чат с вопросом о книге, что хотела обсудить ее с вами и не хотела рубить сплеча да сгоряча
А. 10:10
Не подумайте, что я читала поверхностно, но ведь и читать безэмоционально такую книгу нельзя
А. 10:10
Василь, по поводу твоего ответа. чесговоря, мне было сложно представить какую-то противоположную точку зрения, которая была бы похожа на правду, но над твоими словами стоит пораскинуть мозгами. самый большой трабл у меня с Мариной, такчт, может быть, почитаю какие-нибудь ее стихи, поэмы, чтоб лучше понимать

В. 10:10
Да, хорошая идея, почитай :). В её стихи можно просто влюбиться. Особенно в «Поэму Конца», по поводу которой Пастернак в первых письмах 1926 года весь испереживался)). Всё-таки тех стихов, что в книге есть, недостаточно. А я хочу прочитать «Охранную грамоту» Пастернака.

А. 10:11
О, да, и ее тоже!

F. 10:11
что почитать у Рильке, вот в чем вопрос

А. 10:11
Стихи, конечно! ты штоооо, не читал их?!? в Питере есть один классный музыкант, он стихи Рильке положил на музыку, гастролирует с певицей, у которой потрясающий голос, и подыгрывает ей на виоле да гамба — чума просто, полное барокко! я так Рильке и полюбила

F. 10:12
отправь мне ссылку, приобщусь. и да, хотя мы до их уровня не дотягиваем, если я — Рильке, то это моя последняя реплика на сегодня xD

А. 10:13
Блинда, надо поискать. куда кинуть? здесь? и почему реплика последняя? куда-то уходишь?

А. 10:14
Андруууусь??

В. 10:14
Ха-ха-ха, думаю, он имел в виду, что от Рильке в том сборнике всего восемь писем. Правда, там была еще записка Пастернаку, и стихи, и книги, и фотографии, так что совпадение всё равно неполное. Как и сказал Андрей, мы до их уровня не дотягиваем. Если он — умерший Рильке, то я — многословный Пастернак, а ты — резкая Цветаева?

А. 10:15
Короче, он мне не ответит, да? ну тогда и без ссылки обойдется

В. 10:16
Думаю, не ответит))). Ладно, пойду писать рецензию, хотя, как ты и сказала, фактически мы втроём её уже написали (: Но всё это нужно осмыслить, так что я какое-то время не смогу тебе ответить.

А. 10:17
А, все ок, пиши давай. хотя вряд ли придумаешь что получше этой переписки. а я, раз уж немного успокоилась, пойду приобщусь к альтернативным источникам творчества.

В. 14:04
Это каким же?
В. 14:06
Ммм, видимо, опоздал с вопросом)) Хорошо, потом пообщаемся. Приятного вечера и доброй ночи!)

А. 19:20
Понимаешь, сериальчики сами себя не посмотрят ><
Спс, тебе того же. До встречи над следующей книгой)