Больше рецензий

29 сентября 2018 г. 05:11

220

5 "Черное зеркало" современной литературы

О да, да, да! Это он - литературный восторг, сравнимый с хорошим сексом после череды импотентов от литературы, вроде Сеттерфилд, Ферранте и Диккера, свалившихся мне на голову в последнее время. Ну ладно-ладно, соглашусь, что Диккер ещё вытягивает на 3+, как неопытный студент-первокурсник.

Слимани, конечно, на голову выше и на корпус впереди всей этой компании. Она бесспорно заслужила Гонкура, как бы не фыркалкали эстеты о том, что ей-де не место в одном ряду с Гари и Уэльбеком. Ну, ребята, я вас умоляю! Какое время - такая и литература, а "Идеальная няня" - идеальное отражение современного мира, как и нашумевший сериал "Черное зеркало". Да-да, пресловутое далёкое завтра уже здесь, и именно в этом мире мы живем. Если вы ещё не совсем понимаете реалии, то очень рекомендую сначала прослушать пару лекций доктора Курпатова, например, "Красная таблетка", "Информационная псевдодебильность" или лекцию Т.Черниговской о жидком мире. Все эти лекции про наш мозг и про восприятие нашим мозгом современной реальности через призму соцсетей в частности и гаджетов в целом.

Так вот, о книге. Что мы видим в ней? Типичную реальность-мозаику, когда мы воспринимаем показанные нам кусочки и уже не можем или не хотим увидеть всю картину в целом, слушать всю историю целиком, узнать человека глубже. Вы только подумайте - в семью приходит няня, родители радуются ее внешнему виду, возрасту и происхождению(о, конечно мы толерантные, но сами понимаете - куда приятнее оставить детей с образованной француженкой, а не полуграмотной филиппинкой...), звонят одному рекомендателю, задают поверхностные вопросы о семье и наутро радостно впускают ее в свою жизнь. А няня Луиза талантливо превращает эту жизнь в рекламно-идеальную: ухоженные дети, порядок в доме, вкусная еда. Ведь именно к такому идеалу и стремились Поль с Мириам – карьера, дети, гости, поездки в отпуск, куда няня рада их сопровождать, так же как и рада она работать допоздна и даже оставаться ночевать в случае необходимости. Поистине идеальный гаджет! Ой, извините – работник. Работодатели так привыкают к ее доступности, что невероятно удивляются, когда она всего лишь заболела! А уж нянина личная жизнь их вообще не интересует – я вас умоляю, какая личная жизнь может быть у робота-пылесоса!

Т.е. Поль с женой сознательно выбирают видеть то, что им хочется и удобно видеть, и не видеть того, что видеть не хочется. Особенно поразителен эпизод с вымытым остовом курицы, которую Мириам выкинула, а няня мало того, что достала из мусора, но скормила детям, вымыла начисто и демонстративно оставила на столе. Даже это не заставило женщину немедленно отстранить Луизу от ухода за детьми, ведь это нарушило бы идеальную картину мира и помешало бы карьере. Ни один из родителей не настораживается ни узнав про финансовые затруднения няни, ни увидев ее в отдалённом районе города в той же одежде, в которой она который день ходит на работу. Стоит ли удивляться, что всё заканчивается страшной трагедией…

А что же няня? Она, как и ее работодатели, имеет в голове свою идеальную картину мира, которую и воплощает, играя в куклы. Только ее куклы – живые, две большие и 2 маленькие. Она входит в дом и обустраивает его под себя. Сначала только наводит порядок, а потом начинает принимать душ, у нее есть своё полотенце, она пользуется косметикой хозяйки. Своего дома у нее фактически нет – она снимает убогую комнатёнку на окраине и даже не распаковывает вещи, которые она перевезла из старого дома, оставив там период жизни с мужем-брюзгой и исчезнувшей дочерью, которую мать даже не пыталась искать. Да и зачем? Дочь уже выросла, не оправдала ожиданий… То ли дело эти новые, чудесные дети Мила и Адам, а также их родители, которые тоже, как и дети, подчиняют свою жизнь воле няни.

Но постепенно куклы выходят из-под контроля, а прошлая жизнь назойливо напоминает о себе, давая куклам власть над ней. Дети подрастают и какой-то животной интуицией чувствуют, что с няней что-то не то.Но выход есть – нужен новый ребёнок, и именно стремление его заполучить любой ценой приводит к трагедии….

Автор, пользуясь своим "осколочным" методом, не рассказывает нам самых ужасных подробностей трагедии. Мы видим всё как в новостном дайжесте, краткими абзацами – реакция матери, скорая, реакция соседей, допросы свидетелей. Пробелы в повествовании нам приходится заполнять самим – как трагедия произошла? Что стало с няней? Оба ли ребёнка погибли? Смогли ли оправиться Поль с Мириам? Сулемани заставляет нас делать то, чего современные разрекламированные авторы не делают - она заставляет нас думать, размышлять, анализировать, делать выводы. Ну, и пытаться посмотреть на нашу жизнь не как на идеальную картинку в инстаграме, а как на что-то более сложное и глубокое.