Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

28 сентября 2018 г. 14:40

974

5 Затейливый восточный феминизм

Аллах сохранил мне жизнь, и всякий раз, как я избавлялась от смерти, я как бы слышала его голос: «Я храню тебя ради того, чтобы и ты кого-то спасала и сохраняла»

Детская встреча со сказками Тысячи и одной ночи осталась единственной: скучно, нудно, рассказано излишне цветистым языком о людях и реалиях, страшно далеких от меня. И без конца трахаются. Знакомства с творчеством Далии Трускиновской не случилось. Купленная лет двадцать назад книга "Жалобный маг" была открыта, закрыта, поставлена на полку, да там и осталась. Неделю назад до "Круговых объездов..." Данилкина и в голову бы не пришло, что роман Далии Мееровны в стилистике сказок тысячи и одной ночи окажется землей обетованной, куда стану сбегать во всякую удобную минуту от тоски и бесприютности среднерусской осени. Некоторый навык понимания критической литературы полезен человеку, который любит чтение, он позволяет отделять козлищ, похвалы которым автор мечет с унылой обреченностью галерного раба, от агнцев - у критика загорается глаз, а восторги льются потоком - в пору ирригационными канавками разреживать.

Такая поливная ассоциация не случайна и не мне первой в голову пришла. Лев Данилкин в главе, посвященной книге, сравнивает ее со стамбульской цистерной Йеребатан, где за казенной, ничего интересного не предвещающей дверью скрывается рукотворное озеро с тысячью колонн и подземным чертогом. Русскому читателю лучше объяснит сравнение с известной квартирой по Садовой 302 бис, тот же эффект: беспредельно распахнутое пространство с дворцами и трущобами, пустынями и караванами там, куда заглядываешь, рассчитывая максимум на погребок в этническом стиле.

И нет, нисколько не раздражает языковая стилистика арабских сказок, в которой выдержан семисотстраничный роман. Напротив, рассказ о древнем Востоке единственно уместен тем и языковыми средствами, которые автор для него избирает, где веют древними поверьями ее упругие шелка... Дело даже не в атмосфере, но в телесности, тактильности, зрительной, слуховой, обонятельной и осязательной плотности. В мгновенном переключении ритма жизни, в переходе от телетайпно-телеграмного к расслабленно-вальяжному, бархатному, шелковому, плиточно изразцовому, к разлитой во всем неге. Даже когда погоня, битва. вычерпывать в безумной спешке бассейн для омовений кожаным ведром, хлюпать по болоту за пленившим тебя охотником. Не для красного словца сказала, что сбегала в роман от осенней тоски, плохо или хорошо, но привычно читаю несколько книг в одно время, с выбором обычно везет, совсем скверные попадаются редко, однако такого уровня погружения не доводилось испытать очень давно, со времен идиатулинского "Убыра".

А все-таки. что за книга, о чем она, ну. помимо атмосферности? Феминистские сказки тысячи и одной ночи. Нет, не оговорилась и в данном случае не оксюморон. Вполне себе сочетаемые, как оказалось, вещи. Уточню, никакой дискриминации по гендерному принципу, мужчины здесь хороши, благородные воители, серьезные ученые, предприимчивые купцы и даже владелец хамама, сохранивший девственность своей лучшей банщицы. Ну и просто выпить не дураки. Но действующая сила романа женщины. Три героини, каждая хороша по-своему, обладает набором свойств и качеств, присущих ей одной и ни одна не злодейка. То есть, одна злокозненная гадюка есть, но роль ее в происходящем невелика, появляется ненадолго в начале, совсем ненадолго в конце, играет роль слепого инструмента судьбы и не стоит серьезного упоминания.

Хорошо, а как с сюжетом? О, это именины сердца. Незатейливая тема обетованных возлюбленных и подмененных детишек оплетается, обвивается и закручивается в сложную спираль, подобие ДНК. Не пружину, готовую взметнуться и распрямиться, но одинаково напряженный во все время чтения сосуд с ощутимой пульсацией живой крови внутри. у меня только в третьей четверти внимание к происходящему чуть ослабело, но к финалу, как и положено в лучших историях, все вернулось, многократно умножившись. Все узелки связались, подарив потрясающей красоты восточный ковер.

Чудесная книга, я понимаю, почему была в шорте Большой книги. Не понимаю и никогда не пойму, отчего не взяла награду, ну да не в цацках и побрякушках дело, а в том, что хороший роман насыщает правильной информацией океан коллективного бессознательного. Спасибо Далие Мееровне за то, что написала, спасибо Льву Александровичу за то, что рассказал.

Комментарии


Жаль, что нет рубрики "Цитаты из рецензий"

хороший роман насыщает правильной информацией океан коллективного бессознательного

Вот за такое я Ваши рецензии и читаю)


))Спасибо на добром слове.
Вот потому и пишу, даже если совсем никто не будет читать. Но когда читаете, приятнее, чивоуштам.


Я у Трускиновской помнится Чумную экспедицию читал. Были планы продолжить знакомство с автором, но что-то так и остались планами. Рецензия заинтересовала, теперь есть чем продолжить знакомство с автором.


Жду ваших впечатлений.


Ну, вот надо же как бывает в жизни, что в какие-то моменты отовсюду начинают проблескивать маячки, которые ведут человека в определенном направлении. Еще не перестала я осмысливать и страдать по "Дэвабадской трилогии", как вот вижу эту книгу и Вашу чудесную рецензию. Но ведь это же все одно и к одному и значит мне надо. Однозначно, буду читать.


Такое всегда случается, когда идешь своим путем. А книги и вовсе страшные болтушки - обожают переговариваться.

И вам спасибо за Дэвабадскую трилогию. Буду читать.


Знаете, я вот боюсь рекомендовать книги, всё-таки, по большей части это дело вкуса, а все мы разные, но первая часть этой трилогии меня словно околдовала. Но я читала много отзывов, в которых лучшими были названы и вторая и третья части. Надеюсь, Вам понравится.


Третья тоже уже переведена? Я только первую и вторую нашла на русском.


Нет пока, я третью читала в оригинале, она только вышла.


Она у вас файлом? Поделитесь?


Конечно, не вопрос, только, может, Вам начало не понравится и не зохлчется больше читать. Вы мне письмом электронку свою скиньте, я отправлю.