Больше рецензий

28 сентября 2018 г. 10:57

967

5 В мастерской Флоренс

Я давно слежу за творчеством Флоренс Уэлч и, конечно, с нетерпением ждала выхода её первой книги.
Прежде всего я смотрю на 'Useless Magic' как на возможность лучше понять внутренний мир Флоренс, увидеть, как она сочиняет свои тексты. Конечно, о создании некоторых песен мы знаем по её интервью, но интересно взглянуть на её творческий процесс и в такой форме, в форме книги. В 'Useless Magic' это действительно есть: почти на каждой странице мы видим репродукции картин, иллюстрации, которые вдохновляют Флоренс, фото самой Флоренс и её близких, а также всякие заметки - рисунки, наброски и строчки, иногда даже наборы слов, некоторые из которых позднее трансформировались в тексты песен или стихотворения. Видно, что она записывала то, что приходит на ум, не только в свои блокноты, но и где придётся: в гостиницах, на карте Лондона и даже на коричневой бумаге, похожей на упаковочную.
Тексты песен из альбомов выстроены хронологически, от 'Lungs' к 'High As Hope', поэтому можно проследить эволюцию Флоренс как автора, увидеть повторяющиеся мотивы и образы, как они трансформируются со временем. Жалко только, что в сборнике нет песен к фильмам (возможно, это как-то связано с копирайтом) и почти нет песен, вошедших в делюкс-версии альбомов (исключение сделано только для 'Swimming', 'Falling', 'Bird Song' с первого альбома и 'Which Witch' с третьего). Причины этого мне непонятны. 'Falling', например, имеет важное значение в понимании мира Флоренс, если соотнести её с 'The End Of Love' с последнего альбома, поэтому не думаю, что в данном случае бонус-треки можно рассматривать как дополнительные, оторванные от композиции альбома и основного направления мысли автора, а потому необязательные. Какие-то строки, написанные Флоренс Уэлч ранее, становятся понятнее, когда мы видим все её тексты и можем их сравнить или, наоборот, противопоставить. Именно поэтому мне неясно, почему в 'Useless Magic' нет таких интересных текстов, как 'Hardest Of Hearts', 'Strangeness And Charm', 'Remain Nameless', 'Bedroom Hymns' и 'Pure Feeling'. Об этом я сожалею ещё и потому, что мы по-прежнему не знаем точные тексты этих песен: слова в них не всегда можно расслышать, а смысл от этого может кардинально меняться (для меня, например, как и для многих фанатов Флоренс, разрешена загадка 'Seven Devils' - теперь понятно, что она поёт в этой песне ближе к концу).
Что же касается стихов, то здесь их совсем немного, но они поражают своей откровенностью. Здесь её больше, чем в песнях, даже принимая во внимание, что в 'High As Hope' значительно меньше иносказательности, чем в 'Lungs'. В стихотворениях Флоренс пытается разобраться, что есть песня, какие события её жизни достойны того, чтобы попасть в стихотворения, задаётся вопросом, могла ли бы она жить без песни, без творчества, саморефлексирует и, получается, наталкивает читателя на мысли о собственной жизни, в конце концов.
Не думаю, что книга будет интересна тем, кто не является фанатом Флоренс Уэлч. Может быть, только как красивое издание (достаточно большой формат, тканевый переплёт, тиснение). Для поклонников же это скорее дар, пропуск от самой Флоренс в её творческую мастерскую, возможность лучше понять её, проникнуться глубже тем, что она пишет и о чём. Да, мы увидим далеко не всё, но должны же у художника быть секреты?..