Больше рецензий

KatrinBelous

Эксперт

Магистр Книжной Магии

28 сентября 2018 г. 10:05

5K

5 "Чтобы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?" (с)

картинка KatrinBelous
Время действия: 36 г.н.э. / 1920 г.
Место действия: Иудея, Ершалаим / Россия, Москва
Впечатления: Впервые "Мастера и Маргариту" Булгакова я читала, как и все, в школе. Не могу сказать, что это мое любимое классическое произведение из школьной программы, "Преступление и наказание" и "Война и Мир" понравились мне больше, но без сомнений это самый неожиданный и увлекательный роман, который мне довелось тогда читать. Признаться я была немного шокирована, когда впервые взяла в руки "Мастера и Маргариту" и обнаружила на страницах романа голых ведьм, сатану, магию, убийства, шулерства и чертей, все это совершенно не вязались у меня в голове с представлениями о "правильной" классике литературы. Стоит ли говорить, что от всей этой чертовщины, творящейся на страницах романа, я осталась в восторге?=) С тех пор, посмотрев еще пару раз наш замечательный сериал, я питала к этому произведению самые трепетные чувства. Но пришла пора и перечитать. И могу сказать, что мое мнение не сильно изменилось за прошедшие годы, история все также увлекательна и глубока, а вот приоритеты и симпатии к героям довольно таки переменились. Замечу сразу, что я не ставлю перед собой всего лишь при 2-ом прочтении делать анализ героев и сюжета, поэтому дальше просто хочу зафиксировать свои впечатления от перечитывания романа Булгакова.

Линия Понтия Пилата и Иешуа
картинка KatrinBelous

"Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость - самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит."

История Понтия Пилата и Иешуа всегда трогает меня заживое, что в книге, что в экранизации. Я обожаю противоречивый образ Понтия Пилата, этого человека с волчьим взглядом, разуверившегося в людях, который уже и не думал встретить на своем пути чистую и добрую душу, а потеряв ее по своей вине теперь испытывает страшные муки совести. Я много думала, а мог ли Понтий Пилат, если бы постарался и если бы у него было больше времени узнать странствующего философа, спасти его? Пожертвовал бы он тогда своей репутацией, а возможно и карьерой? Ведь после того как Иешуа умер на кресте, Понтий Пилат уже ради мести за него был готов на все... От финальной сцены с лунной дорожкой и бредущим по ней прокуратором, сопровождаемым самым верным своим другом - псом Банго, у меня просто мурашки бегут... Наверное, это самая красивая и трогательная сцена, которую я вообще могу вспомнить в литературе.
Линия Воланда и его свиты
картинка KatrinBelous

"Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие!"

Больше всего мое отношение поменялось со времен школы именно к свите Воланда. Если сам Воланд так и остался для меня непостижимым и всемудрым персонажем, которого я и теперь не смогла до конца осознать и тем более понять, то Бегемот, Азазелло и Коровьев с Геллой в мои симпатиях очень пошатнулись. В школе я смеялась с их издевательств над родом человеческим и даже за них болела. Теперь я увидела довольно злобных существ, которые считают людей ничего не значащими червями под своими ногами, жизнь которых по своей прихоти можно разрушить или же наступить ногой и растереть. Мне было искренне жаль и Римского, и Варенуху, и Берлиоза, и всех тех людей, которые поседели, сошли с ума, попали в застенки или вообще умерли, из-за их "шуточек". Хорошо хоть "флибустьеру" дома Грибоедова повезло, кстати, очень интересный персонаж!, раньше я как-то на Аркадия Аркадьевича внимания не обращала, а тут прям прониклась, как умело он распознал Коровьева с Бегемотом и вовремя сбежал с ресторана) Так что мне были интересны образы свиты Воланда, но сами они как личности стали глубоко неприятны.
Линия Мастера и Маргариты
картинка KatrinBelous

"Что-то случится непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно."

Удивительно, но линию, которая вроде бы основная, я таковой назвать не могу. Для меня любовь Мастера и Маргариты прошла как-то на периферии, была скорее связующим звеном между пребыванием Воланда со свитой в Москве и событиями тысячелетней давности в Ершалаиме. И даже скорее не любовь, а роман Мастера о Понтии Пилате, который казалось высосал все жизненные соки из этого человека и в итоге свел с ума. Хотя, конечно, преданность Маргариты и ее готовность всем пожертвовать и последовать куда угодно за человеком, которого она полюбила, не могла не восхищать.

Напоследок, отмечу свой любимый эпизод, не считая, конечно, главы с лунной дорожкой. Здесь можно было бы написать и про бал Сатаны, но нет, не в этот раз))) Мое внимание предельно захватила и взволновала именно сцена встречи в темном театре Римского и Варенухи, который уже стал вампиром. Я читала этот эпизод тоже ночью и буквально кожей прочувствовала ужас замдиректора, вполне себе умного и проницательного мужчины, быстро раскусившего Варенуху и пострадавшего ни за что. Это было читать даже страшно, когда представишь, что сам попал бы в такую ситуацию и оказался в темноте, в комнате один на один с нечистью, а когда еще ведьма со следами разложения на руках стала лезть в окно... Теперь я понимаю, почему Булгакову так нравился Гоголь, влияние Гоголя очень даже ощутимо в "Мастере и Маргарите".

"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут."

Итого: Снова я закрываю роман и снова он оставляет по себе множество загадок. Я так и не проникла в тайну свиты Воланда, кто он таков суровый рыцарь в фиолетовом с золотой цепью на груди, так неудачно пошутивший в прошлом, кто тот воин в сверкающих доспехах при мече и скрывающийся под маской кота юный мальчик-шут, в кого превратился Мастер, какой облик приняла Маргарита, когда они взявшись с ним за руки переходили мостик и следовали к своему домику, увитому виноградом. Побоялась я и ближе рассматривать образ Воланда, как-то наводит на меня страху этот персонаж. Возможно...в следующий раз...

Книга перечитана в рамках "Игры в классики"

Комментарии


Теперь я увидела довольно злобных существ, которые считают людей ничего не значащими червями под своими ногами, жизнь которых по своей прихоти можно разрушить или же наступить ногой и растереть.
и меня это коробило...


С самого начала? Я заметила, что в школьном возрасте обычно все без ума от свиты Воланда, сама была такая)


про школу не помню... я тогда не шибко школьную читала, скорее пролистывала))


Очень хочу перечитать в очередной раз. Чувствую, что время вот пришло, нужный этап в жизни, возможно.
Одна из любимых книг.


Когда очень хочется, отказывать себе не стоит) Вдруг книга хочет что-то подсказать)))


Втиснуть бы ее в планы :) Я даже в виш ее внесла в надежде, что может хоть какая игра пнет меня в ее направлении побыстрее :)


Так игра в классики как раз через пару дней начинается=)


А я не смогла наш сериал смотреть. Какой то он...ужасный.


А мне понравился) Редкий русский сериал, который я пересматривала)


Мне каст категорически не зашел - все - не то и всё не так)


Теперь я увидела довольно злобных существ, которые считают людей ничего не значащими червями под своими ногами, жизнь которых по своей прихоти можно разрушить или же наступить ногой и растереть.

(задумчиво) в романе, по сути, они причиняют вред только тем, кто нарушает закон (в том числе и официально установленный людьми) и совершает грех. Когда "сотрудники органов" штурмуют нехорошую квартиру, никто из свиты Воланда им никакого вреда не причиняет (зубоскальство и клоунаду можно в этом плане не считать ))) ). Когда свита готовится отбыть из Москвы, и какая-то женщина, случайно увидев Азазелло, пытается перекреститься, он ей кричит "отрежу руку", но не делает же ей ничего.
И свита Воланда, да и сам Воланд, не могут "по своей прихоти" что-то сотворять в жизни людей, разрушать там и растирать. Им запрещено. Свобода воли, все такое. Только если человек сам решит перейти на темную сторону, так сказать.
По крайней мере, у меня было такое впечатление... ))


А как же Римский, за что он пострадал? Он же не участвовал в махиациях директора театра) А Варенуха? Он всего лишь нес документы, куда ему приказали. А во время выступления Воланда конферансье, которому голову оторвали только за то, что он пару раз вставил реплики невпопад? Свита наказывала тех, кто это заслужил, но по пути страдали и непричастные к этому люди. Кстати, а поэт Бездомный в чем был виноват, в том что дурацкие стишки писал?)


)))
Не помню уже в деталях... но вроде из них большая часть осталась в живых? )) И они как бы были мелкие жулики и приспособленцы?
Это прямо повод перечитать книгу. ))
Про Бездомного - там же дискуссия была на тему веры и атеизма. Наверно, относится к этому...


Римский поседел и постарел, Варенуху загребли люди из черной машины, дядька с оторванной головой помер, одному Бездомному более менее повезло. Как по мне они не заслужили такого наказания) Хотя кто знает, какое мнение составится при следующем перечитывании книги)


Берлиоз помер с отрезанной головой, а про конферансье заглянула в главу, там написано, что после всего голова приросла обратно, "и даже шрама не осталось", и он ушел за кулисы, ощупывая себя и со стонами "моя голова". ))
Но однозначно надо бы перечитать. )))


История конферансье имела дальше продолжение) Он попал в смежную палату в сумасшедшем доме с Мастером и Иваном, и очень мучился:(


Тоже линия мастера и Маргариты - где-то на периферии, неинтересна она... Главное - Иешуа и Понтий Пилат. Мой любимый момент - вторая глава и их разговор... Когда последний раз слушала в аудио, переслушала два раза подряд, настолько крутое место в книге)
И это при том, что вообще эту книгу я не особенно люблю, а в школе она мне не понравилась вообще.
Насчет свиты: как-то они меня больше раздражают, хотя местами и забавно. Наказывать некоторых, конечно, стоит, но не таким же способом, чтобы они сходили с ума...


Мне вообще все моменты с Пилатом нравятся, очень любопытный персонаж. Поэтому и линия Мастера внимание привлекает, все же она закольцованна тоже на личности Пилата) А линия Маргариты мне нравится ведьминскими главами, без них книга бы не была такой мистической) Хотя вот любовь, да, на переферии.
Мне ещё не понравилось, что Бегемот с Коровьевым здания исторические поразрушали, не поняла для чего это надо было. Но автору виднее)


Ну да, то, что касается самого романа - интересно, но уверенность Мастера в собственной гениальности и эта вот непонятость гения - раздражает. Хотя понятно, что Булгаков себя в него вкладывал, точнее, свои мысли и переживания на эту тему.

без них книга бы не была такой мистической

Ну а мне, т.к. я мистику не особо люблю, и так бы хорошо было, без всяких полетов на метле)) хотя что-то в этом есть.

Но автору виднее)

Это да, не всегда его поймешь...


Ваша рецензия - практически мои мысли :-) Тоже обожаю линию с Иешуа и Понтием Пилатом, а глава с Лунной дорожкой - вообще любимейшая, хочется каждую строчку по несколько раз перечитывать. Прямо в груди что-то сжимается. И меня очень расстраивает, когда люди говорят, что любят этот роман, но: "ой, я только главы про Понтия Пилата пролистывал(а), неинтересно, я вообще не понял(а)..."
К сожалению, с такими читателями я очень часто сталкивалась (хотя мое мнение, что "пролистав" эти главы, вообще можно утерять половину всего смысла, заложенного Булгаковым в роман.
От того, что происходило в Москве бегут мурашки - да что там, мурашки бегут уже начиная с первых страниц романа "...на Патриарших прудах появились двое граждан". И мне кажется, что сколько раз не перечитывай книгу, столько раз будешь открывать ее с новой стороны, анализировать.


Спасибо за комментарий, рада, что с кем-то совпала во мнениях)))
А меня не то чтобы расстраивает, но очень удивляет, что многие не любят линию Иешуа и Пилата) И я не понимаю как можно ее пропускать, если собственно на ней и строится весь роман, ведь именно об этих героях пишет Мастер и именно из-за его романа завязываются связи и с Воландом и с московскими героями) Тогда получается, что и такие "читатели" и сам роман пролистали, а не прочитали)
Мне вот любопытно через несколько лет ещё раз роман перечитать и посмотреть как восприятие изменится ибо за два раза оно довольно поменялось)
А вы сколько раз читали?)


Я читала один раз и потом, полностью перечитала еще один раз. В остальное время перечитывала кусками, любимые главы и отрывки. Не могу сказать, чтобы мнения во время перечитывания прямо менялось, однако открывались новые моменты, на которые раньше могла не обратить должного внимания. Как-то так :-)