Больше рецензий

kopi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 сентября 2018 г. 19:48

873

5 Мы смело сводили государей с трона, устраивали новое правление в России... А.Бестужев-Марлинский

Исследование «тайных обществ» в России 1801-начало 1830-х гг.- тема поглубже Марианской впадины. «Отсутствует типологизациия» их, что приводит к разброду: Считать ли «Зеленую лампу» тайным или обществом вольнодумцев? Потому такая ТИПОЛОГИЗАЦИЯ предложена: размежевание обществ по выработке организационных доктрин, опробованию видов общественной деятельности, инструментам выражения общественного мнения. Если ввести в оборот ист.науки ТАКОЕ-чахнуть она будет и дальше…
Симпатично определение «Общества» как собрания «небольшого числа членов дворянского сословия, наиболее образованных, интеллектуально развитых, активных, имеющих МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ДОСУГ и СПОСОБНОСТИ сформулировать свои воззрения устно или письменно». Далее автор сужает «Общество» до «образованного меньшинства», а о структуре «обществ» заявлено вообще афористично: основа-«ядро»-это «творцы-мыслители, остальное-«периферия»- потребители, популяризаторы и эпигоны. И что нам, читателям, это дает нового?
Тем не менее книга чрезвычайно ценна многими интереснейшими находками.r10-x-red.png Например…
-Уже в начале царствования Александра (свидетельство кн.И.М.Долгорукова)»…публика как бы проснулась; даже и дамы стали вмешиваться в судебные диспуты, рассуждать о законах, бредить о конституциях»…Никогда в России не бывало такой свободы в выражении своих мнений, как при Александре, и особенно после французской войны,- это уже М.А.Фонвизин. …Зато Н.И.Тургенев в 1818г. замечал:-У нас можно довольно смело говорить, но зато писать совсем нельзя…
И до восстания Семеновского полка –никаких ограничительных мер! Ну-«появились некоторые запреты: ЗАПРЕЩЕНЫ БЫЛИ МАСОНСКИЕ ЛОЖИ…появилась тайная полиция и ряд «болтунов», в их числе АС.Пушкин,ВН Каразин, ПА Катенин, Ф.Ф.Вадковский и др.(?) были высланы из Петербурга»…-цитирует автор, не упоминая , а жаль!, кто занес в «болтуны» вышеупомянутых лиц.
Итак, под влиянием французских революционных событий вроде бы возник «крах просветительских доктрин». Отчего же НИ Гнедич после событий 14 декабря пишет:-Чем предупредить возобновление подобных неустройств?r20-x-red.png.. Невежеству противопоставить просвещение основательное, обширное….Человек. который 10 лет провел в строгом учении в гимназии и университете, не способен к мятежу…строгое народное воспитание может…отвратить повторение подобных заблуждений. Автор заключает, что «…Эти представления выдвигали на приоритетные места проблемы образования, цензуры, влияния на общественное мнение и ЕГО ОБУЗДАНИЯ…из нее(такой трактовки) выросла уваровская ТЕОРИЯ «ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ»(хотя у нее имелись и другие корни)». В общем, можно спорить. Но как красиво сказано!
В том же ключе- утверждение автора о «театрализации» повседневной жизни россиян…с воссозданием «заданной роли» по образцам из «прозы и драматургии». Идет ссылка на «Пушкин в театральных креслах» Л Гроссмана с выводом: « Образованное Общество само по себе становилось произведением искусства». r30-x-red.pngКрасотища же !
Или же ссылка на В.Турчина, пищущего о РОМАНТИКАХ той поры, «бежавших от действительности…демонстративно и артистично...художник Орловский скакал по сонным улицам Петербурга на коне,…в сопровождении экзотически наряженных слуг…противопоставляя свою судьбу СТРОГОМУ РАНЖИРУ ампирных зданий.» И формулируется «романтическая свобода» которая есть «свобода от условностей официальных норм быта»…
Теперь о прозе. Цитаты можно брать из каждой главы. Так, из «Общественных объединений 1800-х гг. Пограничная эпоха» для понимания идущих процессов возьмем:
-Великая французская революция не только потрясла мир накалом страстей и кровавым террором, но открыла новую эпоху буквально во всех областях жизни: экономике, политике, общественной жизни…нравах и даже моде…в повседневный умственный обиход внедрялся комплекс буржуазных идей(примат закона, неприкосновенность частной собственности..),постепенно вытеснялся комплекс философии Просвещения …множественностью философских и политических доктрин( конкретно в нч.19 в. шел процесс смены просветительского рационализма германским идеализмом). Самодержавие и крепостничество стали восприниматься как тормоз на пути к прогрессу…Складыванию русского общества(оформление политических и эстетических доктрин, растущая потребность в неофициальном и внеэтикетном общении) способствовала ОТМЕНА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ в 1762 г…возникают общественные объединения разных типов-общества, кружки, салоны, клубы и т.п. МАСОНСТВО, широко внедрявшееся в русских обиход с 1770-х гг.,.становится формообразующим фактором общественной жизни.
Так, в Обществе любителей словесности при московском Благородном пансионе, существующем с 1787г.(в 1831 преобразован в Дворянский институт) обрядность масонства, обязанность «хранить тайну о всем, что происходит в собраниях» свято соблюдалась выпускниками: В.А.Жуковским,В.Ф.Одоевским,Д.Н.Бегичевым,А.И.Тургеневым,А.Ф.Вельтманом,С.П.Шевыревым,Д.В.Дашковым,А.Ф.Воейковым, братьями Кайсаровыми, А.С.Грибоедовым,А.С.Норовым,П.П.Свиньиным,И.И.Давыдовым, «первым декабристом» В.Ф Раевским.
…Античные образы(чаще заимствованные из французских переводов)были органической частью общественного сознания. Павел I был Нероном и Калигулой, Александр I-Агамемноном, переворот 11 марта 1801 г. планировался на «мартовские иды»…Осознание мира как некоей «низкой реальности» в системе романтического мировосприятия воплотилось в …бунт против обыденности.
.Война вообще была более нормой, чем исключением, для России…всей послепетровской эпохи. Война была «нормой» для офицера, а «ужасы»-нормой для войны. Возникновение «культа теории», преклонение перед печатным словом (следствие «классификаторской» культуры Просвещения) отмечают у себя С.Т.Аксаков, А.Д.Галахов, В.Ф.Одоевский, Н.И.Тургенев. П.И.Пестель писал:-Продолжая заниматься политическими науками, начал я рассуждать о том, соблюдены ли в устройстве российского правления правила политических наук. При сем находил много несообразностей с правилами и начал обдумывать: каким постановлениями они могли бы быть заменены, пополнены или усовершенствованы…
Деление мира на «низкую» и «высокую» сферы породили двойственность поведения русского дворянина: А.С.Шишков- патриот, славянофил и ксенофоб был женат первым браком на голландке-лютеранке, вторым-на польке-католичке, племянников воспитывал француз и все домочадцы говорили при нем по-французски; гуманист и борец за гражданские права Н.С.Мордвинов был суровым и даже жестоким помещиком; радетель «русской национальности» кн.А.Б.Голицын спокойно «укрощал» бунтующих мужиков.
Особняком стоит фигура А.С.Кайсарова, известного своей антикрепостнической геттингенской диссертацией «Об освобождении крепостных в России»,1806г., ходившей в переводах с латыни в списках, своей патриотической публицистикой 1812 г., когда он возглавил походную типографию русского штаба.r50-x-gray.png
Муравьев-Апостол писал о «стариках»-50-летнем Карамзине и 30-летнем Гнедиче:-Нашим литературным корифеям-арзамасцам- так сладко жилось при крепостном быте, при наглом предпочтении, которое было оказано Польше,при могуществе свирепого временщика, что мы могли в них видеть одно низкопоклонство. ..Наше поколение разошлось совершенно с нас предшествующим…
АС Афанасьев-Чужбинский:-Офицеры, начитавшись тогдашних сладеньких романов и стишков…стояли за духовную любовь, которая называлась возвышенной, благородною, поэтической…Впрочем, любить поэтически допускалось только женщину равного или высшего сословия, а остальные не пользовались этим предпочтением, так что самый ярый платоник, страдавший по какой-нибудь княжне, целовавший ее бантики и ленточки, выпрашиваемые на память, в то же время соблазнял мещанскую или крестьянскую девушку.
Декабрист П.Х.Граббе:-Я читал жадно, что попадало мне в руки хорошего, вредного, развратного. Присмотр в этом отношении был слабый. Впрочем,хорошее,кажется,превозмогло.
Сообщество офицеров Кавалергардского полка, существовавшее в 1808-1812гг.автор считает «ростком будущих офицерских объединений». Это Левенвольде КК, Ф.С.Уваров, П.Д.Киселев,А.И.Чернышев, В.В.Левашев, Г.Ф.Орлов, С.Г.Волконский, будущие декабристы М.Ф.Орлов и М.С.Лунин. Правда, Н.Н.Муравьев-Карский пишет:-Общество кавалергардских офицеров мне вообще не нравилось; не знаю, по каким причинам оно так прославилось в Петербурге. Ничего святого у них не было: пересуживали всех генералов, любовь к отечеству было у них чувство чуждое, каждый из них считал себя в состоянии командовать армиею. У них сочинялись насмешливые песни на счет начальников…
Декабрист С.Г.Волконский:- Ежедневные манежные учения, частые эскадронные, полковые смотры, вахтпарады, маленький отдых бессемейной жизни; гуляние по набережной или бульвару от 3-х до 4-х часов; общей ватагой обед в трактире, всегда орошенный через край вином, не выходя, однако ж, из приличия; также ватагой или порознь по борделям, опять ватагой в театр, на вечер…а тут спор о былом, спор о предстоящем, но спор без брани, а просто беседа. Едко разбирались вопросы, факты минувшие, предстоящие, жизнь наша дневная с впечатлениями каждого, общий приговор о лучшей красавице; а при этой беседе поливался пунш, немного загрузнели головою-и по домам…
Между тем, граф .Г.М.Армфельд(1757-1814),председатель комиссии финляндских дел, воспринимал сообщество кавалергардов как некую общность, возбуждал их «против выскочек из демократического слоя, прямых врагов аристократии»(против М.М.Сперанского). С.Г.Волконский полагает, что «замыслы графа были устроить в России образ правления на аристократических началах».
Стоит еще раз перечитать главу «К вопросу о репрессиях против тайного общества в 1821 году», где Ф.Ф.Вигель утверждает:-Петербург был полон людей, велегласно проповедующих правила, которые прямо вели к истреблению монархической власти…Ни один из них не был потревожен…никто за политические мнения не был преследуем и Пушкин был первым, можно сказать, единственным тогда мучеником за веру, которой даже не исповедовал…
А.И.Колечицкая записывала в октябре 1820 г. слухи в среде смоленского дворянства:-Много говорят о каких-то революционных тайных обществах, разбросанных по всей Европе: Тугенбундт в Германии, Карбонарии в Италии, Гетерия в Греции, масонов везде; темная молва о громадном заговоре, имеющем будто бы агентов и в Росии. Меттерних пугает нашего либерального прекрасного Александра Благословенного ,чтобы склонить его на свои деспотические меры. Избави Господи, чтобы эта старая лисица не успела!
Крайне занятно письмо будущего декабриста, флотского лейтенанта Д.И.Завалишина в августе 1822 г. с борта фрегата «Крейсер», отправившегося в кругосветное плавание от Крондштадта до Калифорнии и обратно. «Всемирный Орден Восстановления», являвшийся плодом фантазии 21-летнего офицера, эмиссаром и Великим магистром которого Завалишин назначил себя, должен был послужить орудием восстановления «духовных и нравственных сил России».
-Наблюдая в Англии свободное обсуждение дел в печати свободной страны…что открыло мне, что государь опять склонился в сторону ошибочной политики, поэтому я решился не медлить более …написал к нему на Веронский конгресс, требуя личного свидания и желая объяснить, что он не туда идет и не туда ведет Россию, куда следует…
О социальном расслоении, разделении декабристов на «ранних»-реализованных, и «поздних», о замене и смещении старых лидеров и появлении новых- «иррациональных романтиков», экзальтированных, с высокой самооценкой, амбициозных, склонных к позе и высокой театральности» -рассказано в главе «После Союза Благоденствия. Тайные общества-спутники декабристских организаций .Новые тенденции в развитии декабристских обществ.»
Декабрист К.Рылеев как-то сказал товарищам:-Вы не знаете моих мыслей и ,конечно, не поймете всего того, даже если бы я и объяснил; по моему мнению, вы жалкие и умрете в неизвестности, тогда как мое имя займет в истории несколько страниц. Н.Ф.Глинка отмечал у Рылеева привычку «нахватывать на себя», чтобы «выдвинуться и хоть чем-нибудь да проявить свое сущевствование».
Декабрист Ф.Вадковский, чья карьера сломалась из-за «длинного языка», признавался:-Рожденный, может быть, с некоторыми способностями, преисполненный самолюбия, я хотел известности, почувствовал труд достигнуть оной при бедности моих познаний и искал хотя бы только необыкновенного…
Декабрист А.А.Бестужев -Н.Полевому:-Мне казалось и кажется, что я рожден лучше чувствовать, нежели говорить, и более действовать, чем думать.
Декабрист М.П.Бестужев-Рюмин:-Пестель был уважаем в обществе за необыкновенные способности, но недостаток чувствительности в нем был причиною, что его не любили. Есть вещи, которые можно понять сердцем, но кои остаются вечною загадкой для самого проницательного ума…
И.В.Поджио вспоминал, как Бестужев-Рюмин, фантазируя о будущем перевороте, «посылал других на гибель, а сам щадил себя для войска и для попечения детей убитых заговорщиков»…
П.Г.Каховский:-В канун 14 декабря Трубецкой, кн.Оболенский, кн.Одоевский, Николай Бестужев, Пущин всегда запирались с Рылеевым; о чем они толковали, право, не знаю. Сие мне даже раз заметил Сутгоф, сказав: нас, брат, баранами считают. И правда его!
А.П.Беляев:-Мы стали орудиями тайного общества…r60-x-gray.png