Больше рецензий

Eternal_Reader

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 сентября 2018 г. 00:41

Лучшее на Лайвлибе

2K

4.5

Вы неврастеник, Винсент, – говорил ему доктор Рей. – Нормальным вы никогда и не были… И, знаете, нет художника, который был бы нормален: тот, кто нормален, не может быть художником. Нормальные люди произведений искусства не создают. Они едят, спят, исполняют обычную, повседневную работу и умирают.

Книга-энциклопедия по творческим людям.
Она способна одновременно отвратить от таких ненормальных по всем параметрам "нормальности" людей, а с другой - заворожить атмосферой искусства.

Мне книга далась непросто. Она вызывала море отрицательных эмоций самой личностью Ван Гога, как человека. На середине книги я серьезно думала, что теперь не смогу воспринимать его картины, как раньше, зная подробнее его личность. Но... художники они действительно другие.

Всю книгу меня мучил вопрос: насколько же глубоко отсутствие совести в Винсента? Ведь практически пол жизни, сознательной взрослой жизни, его содержал брат Тео. Да, сейчас на это смотришь по другому, зная кто такой Винсент Ван Гог, но если смотреть на это как об истории простых людей, сложно такое принять. А если бы это не сработало? Конечно, вера Тео в брата меня поражала и продолжает поражать, когда я об этом думаю. Для меня героев стал именно он, а не Винсент. Тео это еще одна жертва, которую потребовало "гений" Винсента.

Сейчас творчество Ван Гога уже искусство. Признанное. Дорогое. Новаторское.
Но это не перекроет того, что как человек он был так себе, мягко говоря.
Хотя победителей не судят... это правда.

Ну да ладно. Но, несмотря на мои негативные эмоции в сторону главного героя, книга хороша, ведь она эти эмоции вызывала. Но лучшая часть книги - это Париж и выход на второй план художников того времени - Гогенк, Сезаннк, Руссо,Тулуз-Лотрекк, Дега, Сёра и др. Современников Ван Гога. Импрессионистов, которых никто не хотел признавать. А еще помимо этого как эпизодичного героя можно встретить одного из величайших классиков Эмиля Золя. Эта богемная обстановка была невероятной. Ведь ты знаешь, что каждый из них получил признание. Читать о людях, которые действительно жили и стали мировыми живописцами, как о обычных неудачниках - действие непередаваемое. Особенно печально читать о невзгодах, которые пришлось пережить им при жизни. Почему всегда нужно умереть, чтобы наконец тебя признали? Это невероятно несправедливо!

Единственное, перед чем я преклоняют перед Ванг Гогом безоговорочно (да и перед остальными импрессионистами в книги) это их сила воли. Непреклонность. Жажда жизни. Называйте как хотите. Но это то, чего многие сейчас не выдержали. Я тоже творческая натура, но с трудом представляю и сотую долю тех бед, которые переживали герои. Помимо нескончаемого голода (мне казалось он преследовал героя всю его жизнь) это презрение близких, насмешки окружающих, козни и пакости, равнодушие, малодушие. И так на протяжении всей жизни.

Кто бы смог продолжать 5 лет без успеха. 10 лет без успеха. Сейчас все спешат жить. Спешат получить признание. Я в том числе. Поэтому это так сложно для нашего поколения.

При том, что книга рассказывает о становлении гения, для меня она стала скорее депрессивно-удручающей, чем вдохновляющей. После нее мне было сложно браться за собственное творчество. Ведь роман показываетту сторону, которую стоит бояться, когда человек ради мечты идет против всего.

Это история, которая о многом дает задуматься.
Судьба, которую одновременно хочется пережить и не переживать никогда.

Но самое главное, что вызывает у меня не только мурашки по коже, а настоящие слезы на глазах, осознание того факта, что за свою безумное, одинокое и несчастливое существование Ван Гог получил висшую награду - бессмертие.
Потому что

"Винсент не умер. Он не умрет никогда. Его любовь, его гений, та великая красота, которую он создал, будут жить вечно, обогащая мир. Не проходит часа, чтобы я не посмотрел на его полотна и не обрел в них новой веры, нового смысла жизни. Это был титан... великий художник... великий философ. Он пал жертвой своей любви к искусству".