Больше рецензий

26 сентября 2018 г. 19:55

894

4

Сьюзан Зонтаг, американская писательница, философ, искусствовед, эссеист, кинокритик, пишет о мистификации таких болезней как туберкулез, рак и СПИД.

Каковы причины метафоричности этих болезней?

- Малоизученность болезни, а именно причин ее возникновения;
- Отсутствие препаратов, способных побороть болезнь;
- Точечное поражение (не массовое, как в случае чумы). А «избранность» больного.
- Как последствие вышеперечисленного, мода на болезнь.

Туберкулез романтизировал смерть. Более ста лет в мировой истории, по словам Зонтаг, туберкулез придавал смерти некий смысл. Он делал жизнь более быстротечной, осветляя и одухотворяя ее. Первопричиной туберкулеза считались слишком сильные страсти: неразделенность любви, крах надежд, сильный дух в слабом теле. Туберкулезом болели Шопен, Кафка, Эмерсон, Бронте и многие известные люди, которые внесли немалую лепту в романтизирование образа больного туберкулезом, одинокого и меланхолического героя своего времени. «Я бледен. Я хотел бы умереть от сухот», - пишет Байрон. И даже чахоточный вид американских дамочек в ревущие 20-е – следствие моды на туберкулезную красоту, зародившуюся еще в 18 веке.

Рак же многие годы означал болезнь менее одухотворенную. В первую очередь, потому что, очаги его поражения более обширны и менее романтичны (сравним пораженные легкие ака душу и пораженный кишечник). Рак – это не искрометное падение с вершины жизни. Это «вторжение» в организм, это болезнь среднего класса, которая, стадия за стадией, создает колонии, форпостыв теле, которое, в свою очередь «бомбардируются» токсическими лучами. Терминология рака – это военная терминология. Начиная с 1880-х метафоричность болезни приобретает полемическую конкретность. Нацизм. Европейское еврейство сравнивается с раковой опухолью, которую необходимо удалить. Троцкий. Сравнивает сталинизм сразу и с холерой, и сифилисом, и раком. Смертельность болезни подстрекает главных спикеров на мировой арене к изощренному фатализму в полемике.

Если рак противопоставляется туберкулезу как менее романтическую болезнь возвышенной, тогда эпоха СПИДа представляется как постмодернизм по отношению к раку.СПИД вывел рак в более романтическую ассоциативную плоскость (Sammy: сравни «Виноваты звезды» и «Даллаский клуб покупателей). Рак – это несправедливое вторжение в тело человека. СПИД – это вторжение в тело как следствие наказания за действия, якобы заслуживающие общественного остракизма. (Sammy: фильм «Джиа»). Метафора «божей кары», которая идет нога в ногу с болезнями, достигающих эпидемических масштабов, усугубляют проблему. Шейминг людей с ВИЧ и СПИД провоцирует больных с сокрытию диагноза и отказу от эффективной терапии.

В двух небольших эссе автор раскрывает формирование мифологии и метафоричности многих смертельных (некогда) болезней, используя исторические примеры, цитаты из эпистолярных произведений, автобиографических и художественных.

Главный вопрос, который задает Сьюзан Зонтаг в своих эссе: «Действительно ли тем, кто болеют этими болезнями, хочется каждый день слышать названия «рак» или «СПИД» как метафоры зла? Неужели тело человека – поле боя? Неужели те, кто болен – это неизбежные потери? Ответ Сьюзан Зонтаг лаконичен: целью написания эссе стало облегчение необязательных страданий.